●
Зачем буряты поклонялись отрубленной голове?
Впервые обряд поклонения отрезанной голове был описан в конце XVIII века
бурятским этнографом Матвеем Николаевичем Хангаловым. Он рассказал про
особенный бурятский онгон – домашнего идола, в котором по поверьям
тюрских народов обитает дух предка-охранителя рода. По словам этнографа,
онгон назывался Борто, висел в западной части юрты и представлял собой
часть отрубленной мужской головы с густой растительностью по краю щек и
подбородку; во рту Борто виднелся жертвенный кусок свежего жиру.
|
Версий было много
Долгое время этнографы недоумевали – откуда у бурят появился такой
странный идол? Они пытались связать его возникновение с различными
легендами, бытовавшими у тюрских народов. Например, с ханом кереитов
(Монголия), который воевал за власть с Чингис-ханом. Хан кереитов был
разбит, бежал к другому монгольскому племени – найманам, но был убит их
караулом на границе. После этого найманская ханша Гурбесу потребовала,
чтобы к ней доставили голову Ван-хана. Очевидно, чтобы «примириться» с
павшим врагом.
По «Сокровенному сказанию монголов» когда над головой стали совершать
жертвоприношение, голова рассмеялась. Тогда сын ханши Таян-хан в ярости
приказал затоптать голову врага ногами.
Еще одна легенда повествовала о другом монгольском племени – меркитах,
которых тоже разгромил Чингисхан.
Вождя меркитов Тохта-бека монгольские воины настигли и убили уже в
Горном Алтае. Не имея возможности унести с собой тело отца, сыновья
Тохта-бека отсекли ему голову и ушли по Иртышу на запад, унеся её с
собой.
Но правдивой оказалась одна
Однако российский этнограф-фольлорист Григорий Николаевич Потанин связал
поклонение отрезанной голове с преданием северных хангинских бурят о
Буртэ-убугуне. Смерть Буртэ-убугуне была добровольной, а переселение
целого племени из Монголии на берега Ангары оказалось связанным с
бегством от маньчжуров и гонения шаманистов буддистами. Подобное
предание существует лишь у хангинов, ни в Монголии, ни в Забайкалье его
нет.
Вот как описывает происхождение культа отрезанной головы этнограф
Ярослав Викторович Николаев (статья «Буртэ-убугун и тема об усеченной
голове в Орде»).
Земли ордосских хангинов, откуда вышли современные хингины, ныне
расположены во Внутренней Монголии (Китай) – это горное пустынное плато(Ордос).
Шаманское призывание духа-онгона Буртэ повествует о том, что уходя от
манчжуров, хангины (хань-янь) были вынуждены пересечь хребет Хамар-Дабан
в Восточных Саянах и на какое-то время остановились у бурят в верховьях
саянской реки Оки.
Там шаманы лечили местный народ, а однажды оказали неоценимую помощь
лекарствами из минералов в сложных родах. Очевидно, что родившийся
мальчик был сыном местного вождя, и тот попросил хангинов оставить
Буртэ-Убугуна у них для того, чтобы после смерти старика его дух стал «сахюсана»
– покровителем рода.
Убийство по согласию
Сыновья сначала были категорически против – они считали, что старик
должен стать «амулетом» всего народа хангинов. Между тем, дальняя дорога
и тяжелые условия путешествия сделали свое дело: Буртэ был настолько
стар и болен, что не мог ни ходить, ни сидеть в седле коня.
После долгого совещания три самых знатных хангина решили убить старого
шамана, причем самым «почетным» образом – старик должен был подавиться.
Речь шла о древнем ритуале кочевников, которым они избавлялись от
немощных стариков – «уухэ унгуулхэ». При этом родственники будущего
покойника собирали большой пир, на котором предлагали старику отведать
ритуальное блюдо – длинную полоску бараньего жира, которую невозможно
проглотить сразу. В результате такого «угощения» тут же, на пиру, старые
люди умирали, давясь жиром, не в силах больше сделать ни единого вдоха.
Тело покоится на Хамар-Дабане
После такого замысловатого способа убийства, на которое старик по
преданию дал согласие, его тело было погребено в районе перевала
Богоhотын Дабан на Хамар-Дабане. Голову сыновья отрезали и забрали с
собой – она должна была стать амулетом всех потомков старика Буртэ.
А голова – в Ангаре
Одна из версий сказания гласит, что перевозили голову старого Буртэ
странным способом – она была привязана к косе его сына Хортона, который
тоже был шаманом. Вторая версия, впрочем, настаивает на более будничном
способе перевозки: голова была помещена в мешок и привязана к седлу
коня.
В дороге хангины молились голове шамана и приносили ей жертвы, а приехав
на берега Ангары и похоронили ее недалеко от своих жилищ. В
дореволюционное время на этом месте проводили грандиозные праздники.
После погребения головы Буртэ, сыновья шамана сразу же сделал ей замену
– поставили на горе идола из дерева. Этому идолу хангины поклонялись
больше двухсот лет, но однажды его сожгли, возможно, посчитав
оскверненным.
С того времени каждая семья хангинов стала делать свой онгон в виде
отрезанной головы и вешать его на стену юрты, передавая из поколения в
поколение и называя Буртэ ханом-Буртэбаабаем, подчеркивая этим его
высокое положение среди духов.
Сейчас большинство хангинов живут в селе Хадахан на берегу Ангары
(Иркутская область). Территория древнего улуса была затоплена при
наполнении Братской ГЭС и голова шамана сейчас покоится на дне реки.
|