●
Сибирский шаманизм. Похищение (потеря) души
Похищение души в сибирском шаманизме одна из самых спорных концепций с
точки зрения современного образованного человека. Если же говорить о
христианах, то они увидят в этом нечто дьявольское. Как кто-то, а тем
более что-то может похитить душу?
Образованному человеку вообще претят разговоры о нетленной душе. Его
вообще редко беспокоят подобного рода вопросы. Христианский же образ
мира рассматривает душу как своеобразное поле битвы между божественным
замыслом и кознями дьявола. Похищение души или ее потеря – это нечто
вообще трудновообразимое и, по всей видимости, самое ужасное, что может
произойти с человеком. Сходное представление о душе присуще и
мусульманам. Поэтому, встречаясь с шаманской традицией, и слыша
разговоры о похищении души (или ее потере) они склонны видеть в этом
искус от дьявола. Возврат души, реализуемый шаманом – тоже искус. А если
вспомнить еще и о «многобожии» то, получаем в христианской модели мира
формирование резко отрицательного отношения к шаманизму.
В буддизме отношение к шаманизму скорее настороженное. Они видят в нем
путь отягощения кармы, так как избавление от страстей не является целью
шаманизма. Похищение души воспринимается ими скорее как данность, как
одна из многочисленных иллюзий в которой плутает непросветленный ум.
Попробуем разобраться в сути этого явления. Для этого представим себе
некоторую гипотетическую ситуацию, иллюстрирующую похищение (потерю)
души. Обычно шаманы говорят, что душа человека похищена, или потеряна,
когда с человеком произошло некоторое внутреннее изменение, которое
способно стать причиной его гибели, болезни, бед и пр. Вот живет такой
человек, работает где-то в офисе (или на ферме) и неплохо в общем-то
живет: семья, дети, друзья, дом и т.д. Далее в некий момент происходит
это внутренне изменение и близкие видят это изменение. Он ведет себя не
так, как обычно. Близкие беспокоятся за него, отводят к шаману, а он им
говорит, что человек потерял душу и ее нужно возвращать. Шаман с ним
беседует, гадает, совершает странные действия и выносит вердикт о том,
где человек потерял ее или кто ее похитил.
Немного остановимся ходе повествования и внимательнее взглянем на
ситуацию. Что говорит нам о внутреннем изменении? Необычность поведения.
То есть человек ведет себя не как всегда. Что сигнализирует об этом? Это
беспокойный сон, сонливость, невнимательность, беспокойство или
апатичность и пр. Можно перечислять до бесконечности. Проблема видится в
несрабатывании привычных механизмов управления этим человеком со стороны
его окружения и его внутренних механизмов самоуправления. Обычно
источником такого изменения становится сильное переживание. Человек
постоянно цепляется своим умом за это переживание, ситуацию. Само собой
разумеется, что если внимание направить на что-то одно, то другое
ускользает от него. И если оно увязает в прошлом или будущем, то
настоящее выпадает. Если мы спросим давно ли он ведет себя странно, то
можем получить информацию об источнике этого переживания: смерть
родственника или друга, яркие переживания на отдыхе в горах, расставание
с любимым, случайная встреча, испуг, гнев, радость и т.д. Словом все то,
о чем можно прочитать в книгах по психологии типа «Помоги себе сам».
Шаманизм дополняет эту картину еще одним аспектом. Шаманы говорят о
внутренней силе «утха», что и переводят как душа. Но это не совсем так.
Это, по сути, жизненная энергия человека. Внимание – своеобразный канал
этой энергии. Человек формирует его своими воспоминаниями. И если мы
чему-то уделяем внимание, значит, и делимся частью своей энергии с этим.
Так, когда часто вспоминаем прекрасное место, где мы отдыхали, или
место, где кто-то погиб, то вместе с нашей энергией там живет наша
часть, часть нашей души. Получается, что мы вкладываем свою энергию в
некое место, где она и храниться без присмотра. Далее шаманы говорят,
что помимо людей в этом мире обитают духи (в буддизме – голодные духи),
которые питаются такой энергией. Они потихоньку поедают ее и, если этот
канал достаточно хорош, способны опустошить энергию человека, подобно
тому, как мы пьем коктейль с помощью соломинки. Тогда человек способен
заболеть, или умереть.
Этот случай можно назвать потерей души с последующим ее похищением.
Похищение души в чистом виде мы видим когда присутствует изначальное
намерение это сделать. Тогда внимание человека цепляют осознанно, теми
же яркими переживаниями. Обычно этим занимались шаманы, желающие власти
над людьми. По-другому их называли черные шаманы.
Таким образом, вопрос профилактики потери души – вопрос внимания. Т.е.
обращать больше внимания настоящему, а не прошлому или будущему, хотя
без этого тоже нельзя. Именно об этом говорит любая религия, но другими
словами.
В нашем изложении, важно обратить на еще один немаловажный аспект:
похищение души – обоюдоострый меч. Что мы имеем в ситуации с похищением
души? Два, условно говоря, сосуда с энергиями соединенных неким каналом.
Причем намерение одного из них перекачать энергию из другого сосуда в
свой. В данной ситуации возможен и обратный процесс. Т.е. когда жертва
становится хищником, а хищник - жертвой. Здесь важна опять же внутренняя
сила. Если это происходит с духом, т.е. человек «выпивает» духа, то
получаем «духа-хранителя», «союзника». Если человеку удается «выпить»
черного шамана, то последний умирает. Но опять же это дело шаманов и их
пути (сразу отмечу, что не всех). Для обычного человека достаточно
прервать канал и восстанавливать свои ресурсы привычными способами: сон,
еда, работа.
Так, в практике шаманизма для прерывания канала используются различные
ритуалы, а то и просто крепкий мат (выбор зависит от внутренней
склонности шамана и ожиданий обратившегося), словом все то, что способно
отвлечь его внимание от яркого опыта, который мешает ему сосредоточиться
на решении актуальных проблем.
|