●
«Анатомия» шамана и управление силой
Бывает, сидишь, слушаешь рассуждения очередного местного нашего
неошамана (в недавнем прошлом экстрасенса) и изумляешься его достаточно
ограниченному словарному запасу и обилию эзотерических,
парапсихологических, околомедицинских, искаженных китайских и
санскритских слов. Вот, например, «астральнай тело», «ментальнай тело»,
«эфирнай тело», «энергия», «дууha» («душа»), «меридиан», «цигун курдук»,
«чакра» и пр. А были ли у старинных якутских шаманов аналоги таких
терминов и вообще эдакая эзотерическая структура тела? Оказывается, были.
|
ДУШИ
Человек обладает телом и сознанием. Есть ли у него душа? Давайте
разберем по старинным представлениям, как она устроена у обывателя и
какая она у шамана.
По представлениям тюркских народов есть кут. Это душа-«двойник» человека
(как бы сказали экстрасенсы, «астральное тело», «жизненный эмбрион»,
даруемый свыше Богом (изначально Великим Синим Небом Тэнгри, по поздним
представлениям — Аллахом), сгусток энергии, условно говоря, семя жизни,
счастье, благодать.
По современным представлениям якутов душа-кут состоит из трех частей:
Ийэ-кут (мать-душа) — то, что передается от родителей: традиции,
культура. В древнетюркских языках ийэ означает «главный; повелитель».
Кут связана, видимо, с еще со времен древнего народа хунну, с
древнекитайской мифологией. Там духовная душа называется хунь. Хут, кут
— это форма множественного числа от того же хунь. Буор-кут (земляная
душа) — материальная душа, душа физического тела. В древнекитайской
мифологии есть материальная душа — по (схожая с пор/пуор/буор — в
китайском нет звука «р»). Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект,
разум, коммуникативно-социальная составляющая.
После смерти человека его тело превращается в прах — значит, по
представлениям старинных якутов, тело состоит из земли, а с последним
выдохом нечто улетает в воздух, то есть дыхание тоже одушевлено. Ийэ-кут
сохраняется и после смерти человека. Совершает последнее путешествие с
демонами Кэриим, которые в полете водят ийэкут по тем местам, которые
человек в этой жизни посетил. Затем души обыкновенных людей отправляются
в царство мертвых. Души шаманов-ойуун проваливаются в страну Дьабын,
откуда после нескольких поколений возвращаются и рождаются в своем же
роду, либо душа поселяется в дерево орук («ведьмино помело») и ждет
своего жребия, когда бездетная мать попросит у дерева ребенка. Айыысыт
во время зачатия ребенка вкладывает в чрево будущей матери буор-кут, а
через темя отца — ийэ-кут, и лишь во время рождения ребенка доброе
божество вкладывает в уста его воздушную душу салгын-кут, или по-другому
тыын — дыхание. Далее ребёнок живёт какое-то время на жизненной силе сүр
матери. Потом божества вкладывают ему собственный сүр.
У ойуунов насчет души и силы вот как обстоят дела. Оказывается, кут-сүр
шамана изначально держатся вместе, и это сплетение бывает с тридцатью
разветвлениями. По велению Повелителя Судеб ДьылЂа-хаан, по указу
Великого Господина Улуу Тойона, дарующего всем жизненную силу-сюр,
Не-называемый-по-настоящему-имени-род-демонов забирает душу избранного в
шаманы человека к себе в альковы Нижнего мира и там долгие годы
воспитывает его. Сам ребёнок поначалу может и не подозревать о своей
избранности и что его души и сила воспитываются в одном из гнёзд
шаманского дерева в Нижнем мире. На то, как это происходит, взглянем
глазами шамана. Демоны крадут тридцативетвистый кут-сюр будущего шамана
и кладут в кое-как скованную железную колыбель с выгнутыми в обратную
сторону горбылями, на шкуру, снятую с тридцати семи дэриэтинньиков
(«живых мертвецов»), сшитую в обратную сторону нитками из волос со спины
древнего дракона-луо из самых глубин Нижнего мира, к этой скособоченной
колыбели привязывали ийэ-кут липкой верёвкой ап-чарай, наделённой
девяносто девятью чарами колдовскими, сплетенную из волос семидесяти
диких привидений-сибиэн и восьмидесяти чудовищ-оборотней-моохой. Далее
абаасы вскармливают душу ребёнка кровью демонов и слюной быка-дракона,
воспитывают в нем непрерывающееся дыхание, железное тело, стальной
скелет и невиданно-неслыханно крепкую волю. Наделяют шамана колдовскими
уловками, волшебными чарами и способностью к оборотничеству. После того,
как избранник духов проходит обряд эттэнии (рассечения и поедание его
тела всеми демонами), а также обучения и посвящения его у опытного
шамана, где тот учит новичка телодвижениям, путям и тропам Трёх миров,
воспитавшие демоны вкладывают в шамана его кут и сүр.
ОЙБОН И КИЭЛИ
Когда шаман проходит процессы призвания, «рассечения духами» и
посвящения, то, бывает, на взгляд окружающих он кажется помешанным.
Будущий шаман ведет себя странно и воспринимает все несколько искаженно
— находится в измененных состояниях сознания. Например, призванный
духами вдруг обнаруживает у себя в теле некие пустоты. Стоит спиной к
солнцу и обращает внимание на свою тень — якобы где-то в середине
туловища тело на небольшом участке в солнечных лучах просвечивает
насквозь. Будто бы кроме кожи в этом месте нет плоти, внутренних
органов. Место это начинает зудеть. В конце концов неофит протыкает себя
в этом месте насквозь копьем или батыя. Крови выходит совсем немного.
Это так называемый ойбон — прорубь. Шаман, имеющий ойбон, считается
очень сильным. При каждом камлании такой шаман протыкает себя клинковым
оружием. Ойбон для него — вход в тоннели, ведущие в сферы Трех миров.
Протыкает себя клинком, и душа его устремляется через рану в путешествия
по иным мирам. Остальные шаманы (не обладающие ойбон) довольствуются
показом фокусов и других трюков, помогающих удивлять зрителей —
имитировать протыкание своего тела ножом, чтобы завоевывать среди них
незаслуженный авторитет. Например, у них имелись ножи с полостью и
скрытой пружиной — шаман-мошенник «втыкает» нож кончиком клинка себе в
живот, а клинок не втыкается в тело, а утопает внутрь рукояти. Зрителям
же кажется, что шаман проткнул свой ойбон. Как же это происходит на
самом деле?
Огромных полостей в теле шамана не может быть, конечно. Но тот, кто
знает анатомию, тот действительно может воткнуть нож в свое тело, не
повредив своих внутренних органов. Даже заключенные, не обладая
шаманскими способностями, в знак протеста над произволом администрации
исправительного учреждения «штырялись» — просили товарищей проткнуть их
тело металлическим штырем, пригвоздив к нарам. Но медицинская помощь
потребуется после такого. Также другого вида ойбон бывает у шамана не
только на туловище спереди, но и за спиной, например, между лопатками.
На самих лопатках, вдоль позвоночника в нескольких местах, но их не
протыкают — это аналог индийских чакр, центров жизненной силы. Вот, к
примеру, есть дьулай ойбон на темени. Шаманы-ойуун и удаганки выпускают
из дьулай ойбон своего невидимого двойника — тридцативетвистую душу-кут
при путешествиях-камланиях. Также во время шаманской болезни у
посвящаемого может появиться долго незаживающая глубокая язва. После
излечения на этом месте обыкновенно остается свищ — полость. Называется
киэли. На обыкновенном якутском языке означает «женская утроба, матка».
На шаманском языке киэли означает «полость, в которую шаман вытягивает
из пациента болезни и злых духов абааhы, чтобы затем уничтожить».
ДАЛАЙ И ДОБУН
Кроме описанных «пустот» в человеческом теле (в том числе и обывателя)
имеются так называемые моря-далай. Они расположены на основных суставных
сгибах конечностей. Их в целом восемь. Они парные. В подмышках быар
далайа — «море печени», в локтевых сгибах находится тына далайа — «море
легких», в тазобедренных суставах слева таал далайа — «море селезенки» и
справа ноор далайа — «море поджелудки», в коленных сгибах бүөр далайа —
«море почек». Эти далай являются хранилищами жизненной силы сүр. Связь
«морей» с рефлексами тела несомненна. Как-то интуитивно и эмпирически
древние шаманы нащупали те же участки тела и их связи с внутренними
органами, что и восточные иглоукалыватели, описавшие пару тысяч лет
назад близкую этой системе классификацию каналов (меридианов) течения
невидимой жизненной силы — ци. С противоположной стороны «моря» (с
обратной стороны сустава) находятся добун «возвышенность» (в шаманском
языке хоро означает «бугор», «холм»), и они тоже привязаны к
определенным органам человеческого тела. Например, локоть — это сүрэх
добуна, «бугор сердца», «сердечный холм». А между ними есть баалы,
«ручьи» — аналоги меридианов китайской традиционной медицины. Но увы,
трасология баалы в наши времена неизвестна. Не осталась в памяти народа
в связи с частичной утерей традиции шаманского искусства.
Если брать шаманскую систему морей-далай, то разъяснения сохранились до
наших дней. Вот, например, если у человека часто непроизвольно сгибаются
и зафиксированы под острым углом руки в локтевых суставах, то это
признак того, что у него угнетено «море легких». Это означает, что у
него есть заболевание легких. Если руки в локтях, напротив, чрезвычайно
выпрямлены, то человек испытывает недостачу силы-сүр в сүрэх добуна
(«бугор сердца»). При страхе или ужасе у человека страдают почки — ведь
адреналин выделяет кора надпочечников. При этом по шаманским воззрениям
именно из-за связи почек и «моря почек» возникает при появлении чувства
страха потребность к мочеиспусканию и подгибаются колени. Это угнетается
«море почек» в коленных сгибах. Если человек страдает от почечной
недостаточности, то часто его ноги полусогнуты в коленных суставах, не
разгибаются до конца. Особенно в пожилом возрасте. Это происходит от,
условно говоря, «закупорки» далай, добун и баалы. В таком случае
жизненная сила сүр не циркулирует, как в здоровом теле, и потому
проявляются недуги.
УПРАВЛЕНИЕ СИЛОЙ
То есть недуги суставов сигнализируют о более серьезных, возможно, еще
скрытых, проблемах с внутренними органами. По мнению старинных шаманов,
разминая суставы и вращая ими в различных плоскостях, возвращая гибкость
тела, оздоровляешь и остальное тело. На этом принципе основана шаманская
культура движения хамнаа. От элементарных движений к сложно
координационным, шаман все время поддерживает организм в функциональном
состоянии. От растягивающих мышцы упражнений к вибрационным (частому
дрожанию) — это очищает сосуды и укрепляет другие системы организма.
Однако же не доводя двигательные практики до превышения потенциала тела,
чтобы не разрушить его. Движения хамнаа и позволяли шаманам поддерживать
здоровье до преклонных лет и скакать часами в двухпудовом шаманском
костюме. Одним из малоизвестных практик шаманов были связывание — ситии
баайыы. Помощник-кутуруксут по указанию самого шамана связывал его
кожаными ремнем по сложной схеме, оставляя надолго в неудобном
положении. Это была не только и не столько духовная работа, а средство
растягивания мышц и сухожилий для их гибкости и здоровья, «проводимости
жизненной силы — сүр».
|