●
Таинственное вместилище души – «тюктюйэ»
Одним из сакральных мистических предметов древнего культа является
тюктюйэ. Этот предмет, овеянный легендами и магией, тесно связан с
загадочными древнейшими верованиями и мировоззрением какой-то
определенной части народа саха, о которых мы, современные люди, почти
ничего не знаем…
Предметы этих древних обрядов где-то еще хранятся, в заброшенных
жилищах, в глухой тайге. Любой может столкнуться с забытыми тайнами этих
культовых вещей...
|
Лишь благодаря нашим исследователям прошлого, мы
можем кое-что знать об этих объектах.
Известный художник, краевед, этнограф, музейный деятель, собиратель и
исследователь материальной культуры саха Михаил Носов в своих заметках
писал: «Тюктюйэ называется какой-либо предмет (берестяной или кожаный
мешочек, деревянная коробочка или иная посуда, столб или какое-либо
деревянное изделие, чучело и т.под.), в котором заложена душа человека
или иногда животного».
Тюктюйэ не простой предмет, он имеет некое магическое значение, в нем
замуровывали кут - душу умершего человека, порой и живого, и не только
человека по каким-либо особым обстоятельствам. Для этого проводился
особый таинственный шаманский обряд. Души близких часто помещали в
берестяные тюктюйэ, души любимых дочерей в куклу-идол «Кыыс Тангара». Тюктюйэ почти всегда связан с трагедиями и с печальными обстоятельствами
в жизни целых родов и семейств.
В Якутском краеведческом музее для посетителей выставлен один из
известных тюктюйэ «Кыыс Тангара», найденный в 1937 году. Согласно
легенде, у некого знатного богача Мальжагарского наслега
Восточно-Кангаласского улуса, постоянно умирали новорождённые дети.
Дольше всех прожила его дочь Туллук, но и она не избежала печальной
участи, тоже ушла из Срединного мира. Тогда он позвал сильного шамана,
что бы он переселил душу девочки в куклу-тюктюйэ. С этим вместилищем
души - кут обращались как с человеком: кормили, разговаривали, дарили
подарки.
Есть легенда еще об одном загадочном тюктюйэ. И этот магический предмет
связан с именем именитой шаманки Аграфены Жиганской (о ней я ранее
писала статью). Ее кут был увековечен в особенный оберег-талисман,
называемый «сата». «Сата» обычно использовали в обрядах для усмирения
сил стихии – сильной бури и пурги. «Сата» в старинных рассказах
описывали и представляли в виде некого камня. Но «сата» Аграфены был в
виде куклы-тюктюйэ. Есть сведения, что это тюктюйэ – вместилище кут
Аграфены было обнаружено в 1948 году научным сотрудником Якутского
краеведческого музея, фольклористом Сэһэн Боло-Дмитрием Дьячковским в
глухой тайге Верхоянского округа.
Сохранилось описание этого предмета древнего культа, сделанное
художником Михаилом Носовым:
«Это – плоская деревянная человекоподобная кукла о двух головах,
размером около 15 см., ноги соединены вместе и образуют рукоять, за
которую можно держать куклу. С плеч свисают крылья, составленные из
хвостиков мелких пушных зверьков и украшенных ровдужными, жгутиками,
увитыми в пестрые шкуры. С нижней части живота и сзади с поясницы
свисают кисти, составленные так же, как и крылья. На груди куклы
гравировка из ломаных линий. Кукла вложена в ровдужный чехол,
напоминающий своим покроем северную парку с капюшоном. Чехол расшит
наподобие пояса бисером, со свисающими с него ровдужными кистями. С плеч
чехла, так же, как и с куклы, свисают два крыла в той же комбинации
хвостиков и жгутиков, как и на кукле. На груди чехла пришита
четырехугольная синяя тряпочка, под которой, очевидно, и скрывается
спрятанный там «кут». Вся кукла с чехлом завернута в различные меха
местной пушнины и шкуры зверей и уложена в огромную суму их скотских
шкур».
В обрядах шаманы называли Аграфену: «Солнце северных небес светлоликая
Агриппина, Дух-хозяйка магического волшебного Камня». Кут – душа этой
могущественной шаманки стала повелительницей приленских ветров и
покровительницей рыбаков. По старинным поверьям захоронена Аграфена на
острове Столб посередине Матушки реки Лены. Бестелесных дух знатной
шаманки-удаган до сих пор обитает там, так гласят предания северных саха.
По некоторым легендам тюктюйэ «Кыыс Тангара» становились ымыы - оберегами
для рода и семьи. Но зловещий вид этих кукол будто бы говорит совсем о
другом…
Истинное предназначение тюктюйэ как вместилище кут - души человека до
конца не изучено. Судя по сохранившимся преданиям, обряды, связанные с
тюктюйэ, были характерны для родов, живущих на Средней Лене, в
центральных улусах и отдаленно напоминают бурято-монгольский, так
называемый, «черный шаманизм».
Самым загадочным в древних верованиях саха является то, что саха считали
и считают, что у человека три кут, то есть три души, которые объединены
в одно неразделимое целое жизненной силой сюр. Человек состоит из трех
важных элементов:
Буор кут или земляная душа определяла внешний облик человека, его
биологическую основу, состоящую из земных элементов. После смерти она
возвращалась в землю или превращалась в прах, в землю.
Ийэ кут или мать-душа определяла наследственность, передавалась от
предков к потомкам через детей и родственников, после смерти человека
оставалась на Земле в потомках. Это был своего рода генный код человека,
передающий все наследственные черты.
Салгын кут – воздушная душа олицетворяла духовный мир человека, его
мысли, его невидимую бессмертную энергетику. Она обеспечивала связь с
окружающим миром и при смерти человека уходила в Верхний мир, во
Вселенную.
Только при наличии здоровых сильных трех кут-душ, объединенных жизненной
силой сюр, человек становился истинным полноценным человеком. Эти три
своего рода информационные матрицы передавали в пространство
определенные сигналы о человеке, эти сигналы шли сквозь время и
пространство, поэтому за грехи предков отвечали потомки. Человек
умирает, а информация о нем еще долго сохраняется в пространстве.
Видимо, поверья о трех составляющих человеческой сути, объединенной
некой жизненной силой, и породили в некоторых местах культ тюктюйэ.
Тюктюйэ имеет еще одно значение. У древних тюрков был керамический сосуд
для хранения или транспортировки (пепла-золы) праха умершего. У древних
саха так же был такой сосуд для транспортировки и захоронения праха.
Бывали обстоятельства, когда смерть настигала человека в пути, (особенно
боотуров в бою) далеко от родных мест и надо было довезти его прах до
родины.
Как считают этнографы, в таких случаях тело сжигали с соблюдением
погребальных ритуалов, а пепел-золу помещали в специальный керамический
сосуд для транспортировки - тюктюйэ. Эти сосуды, видимо, имели особенное
украшение в виде каких-то символов.
Как-то мне попались в соцсетях записи известного краеведа Прокопия
Ноговицына. Краевед поделился своими знаниями и предположениями о
сосуде-тюктюйэ: «Где-то читал номох (предание) про боотуров. Настигли
враги знатного боотура - окружили. И боотур говорит своим врагам: «Я
много сделал для своего племени и мне, как знатному боотуру, положено «тэллэх
–суорђан» - «ложе-покров» из врагов». И потупили взоры окружившие его боотуры-противники, и знатный боотур сразил из стрелы двух их боотуров,
и только потом его закололи. Потом, наверное, сделали знатному боотуру
«одеяло и ложе» из праха-күл (күл >кюл - пепел/ зола) этих боотуров,
рассеяв в могиле на тэбиэх-склепе. В старину нравы были суровые, но и
благородные - никаких издевательств над врагами.
Археологи нашли у нас в Эркээни захоронение юного боотура и у него в
ногах стоял «тюктюйэ» с человеческим прахом... Юный боотур был убит
орудием в затылок, рана в черепе была четырехугольной от бронебойного
копья или стрелы. Друзья-сородичи настигли убийцу и привезли прах,
однако, я так думаю...».
Таинственный ритуальный тюктюйэ имеет и такое значение.
Фольклорист, этнограф, археолог Сэһэн Боло – Дмитрий Дьячковский собрал
бесценные материалы по устному народному творчеству саха, оставил свои
труды для нас, для потомков. Я не перестаю восхищаться этим ученым,
преданным своему делу, именно он по крупинкам собирал мифы и предания
древности и сохранил для последующих поколений.
Его труды были изданы в виде книги «Лиэнэђэ нуучча кэлиэн иннинээђи саха
олођо» («Прошлое саха до прихода русских на Лену»).
В этой книге находим описание разновидностей тюктюйэ, которые
исследователь собрал из разных источников. Здесь тюктюйэ предстают как
хранилища духа умершего человека, даже несколько раз подчеркнуто
«любимого человека, отошедшего в мир иной».
«Берестяной тюктюйэ тангара (божество). В старину саха дух умершего
любимого человека замуровывали в глухо зашитый со всех сторон берестяной
мешок-тюктюйэ, который был украшен на четырех углах волосяными
кисточками, сделанными из конской гривы. На тюктюйэ наносилось
изображение усопшего, и эта реликвия хранилась в доме. Этот тюктюйэ
висел и все время издавал странные звуки наподобие жужжания.
К этой вещице относились с почестями, постоянно умащивали маслом.
Кюпсюй. Кюпсюй в древние времена тоже являлся хранилищем духа умерших.
Брали полый обрубок дерева и там особыми деревянными пробками закрывался
дух любимого человека, отошедшего в мир иной. Так же на нем символически
изображали человека, чей дух покоился в этом своеобразном сосуде. А само
вместилище прятали за балку потолка юрты. Весной при помощи
ойууна-шамана спускали тюктюйэ и выносили на улицу, слегка постукивали
деревянной палкой, тогда тюктюйэ издавал звуки, подобные вздохам. Если
хозяева-хранители такого тюктюйэ умирали, то кюпсюй вешали на ветку
высокой лиственницы в трех-четырех саженях от земли.
Тюктюйэ. Брали два глиняных специальных сосуда с символическим рисунком
лица усопшего любимого человека и замуровывали его дух, запечатывали эти
сосуды, соединив их горлышками, смазывали особой глиной и завязывали
волосяными веревками. Затем закапывали под старой лиственницей или в
доме на левой стороне. Если кто-нибудь находил такой старинный сосуд-тюктюйэ и разбивал его, то сразу падал замертво, сраженный древней
магией».
Загадочные обряды и культы древности наводят на разные размышления…
Стоит ли о них вспоминать в наше современное время?
Но ведь это же наше прошлое, жизнь наших предков, строивших свою,
понятную только им, картину Мироздания, осознание Жизни и Смерти, Души и
Духа.
Мы, современные люди, с точки зрения своего мировоззрения не можем
многое понимать и принимать. Поэтому эти культы обретают некую зловещую
мистику, некоторых порой они отталкивают так называемым язычеством... Но
это далеко не примитивные языческие обряды. В них много философского
видения устройства Мира, человеческой сущности, даже есть некоторый
психологический аспект...
Но все же надо помнить то, что говорили старцы. То, что запрятано далеко
и предано забвению, не должно снова выйти на свет. Такова извечная
истина, сохраняющая гармонию между добром и злом, светом и тьмой.
|