●
Как не стать шаманом или зачем нужны были женские штаны?
Ответ на этот вопрос вас удивит:
чтобы убить шамана. Без женских штанов в Монголии это было невозможно.
Это поверье и сейчас существует на севере Монголии близ озера Хубсугул —
младшего брата Байкала. Здесь проживают халхинские монголы, буряты и дархаты —
тюрское племя. Верования, которое исповедуют обитатели здешних степей —
это ламаизм с вкраплениями тенгрзма и шаманизма.
|
Легенда о Дзунуг-хайрхане
Легенда о странном использовании женских штанов повествует следующее:
много лет назад на Хубсугуле жил могущественный шаман Дзунуг-хайрхан.
Он был настолько могуч, что умел летать. Враги пытались убить
его разными способами: они топили его в озере, сжигали на костре,
расстреливали из луков, но шаман все равно оказывался цел и невредим.
Однако враги добились того, что он утратил способность летать. Без этого
шаман затосковал и решил отправиться к праотцам. Он просил земляков
убить его, но те относились к нему с таким трепетом, что отказывались
помогать. Тогда шаман раздобыл рыжую собаку и рассказал одному
из земляков, как его можно убить: для этого следовало убить собаку,
обернуть голову шамана ее нутряным салом, а затем взять штаны женщины,
у которой еще не было детей, и три раза ударить ими шамана по голове.
После чего следовало отнести его тело к подножью горы Тэн-гису. И если
использование в таком ритуале собачьего жира можно оправдать культом
собаки, как проводника в страну мертвых, который существовал
у шаманистов Восточной Сибири и Дальнего Востока, то способ такого
«особого» применения женских штанов может поставить в тупик.
«Нечистота» и сила женщины
Но разгадка проста и заключается в представлении о ритуальной
«нечистоте» женщины в «особые» дни и сразу после родов, и о том,
что её кровь несёт в себе такую мощную сакральную силу, что способна
убивать не только шаманов, но и обычных людей. С этим представлением
связано множество поверий, которые существуют не только у монголов
или у бурят, но распространены и у орочей (Дальний Восток),
в Маньчжурии, у нганасанов (Таймыр), у чукчей, у аляскинских теленгитов,
у американских индейцев павиоцо, — об этом пишет этнограф из Тюмени А.
С Архипова в статье «Как убить шамана?» Поэтому одежду для шаманов шили
только девочки и пожилые женщины, фертильные женщины к этому
не допускались.
Как не стать шаманом
С «нечистой» кровью женщины и с её послеродовой кровью связывают
множество ритуалов, которыми еще не вошедшие в силу шаманы старались
избавиться от зова бесов (духов). У многих народов шаманство
не считалось привилегией — это было настоящее проклятье, тяжелое
состояние одержимости, которого многие хотели избежать
во что бы то ни стало. Поэтому люди прибегали к различным ухищрениям,
в том числе использовали менструальную кровь женщин — жен, сестер
или матерей. В Южной Сибири молодого мужчину ограждали от злых духов,
накрывая его женскими штанами, укладывая его спать под кроватью,
на которой спит женщина или оставляя его на ночь в подполье дома,
где живут женщины. В Горном Алтае существовал обычай лишать злого шамана
силы: его бросали на землю, а женщина переступала через его голову.
На Таймыре верили, что женскими штанами можно убить любого человека —
надо только положить их ему на голову, когда он спит. Сначала у него
начнет болеть голова, а потом он умрет. На Вилюе якуты считали,
что избавиться от «зова духов» неиницированный шаман может коснувшись
пальцами ребер умершей женщины в тот момент, когда ее омывают. У чукчей,
чтобы избавить юношу от досаждающих чертей, брали стебли травы,
на которых рожала женщина, и терли этими стеблями ему голову, — об этом
пишет этнограф Владимир Германович Богораз. После такой процедуры чукча
навсегда возвращался к обычной жизни. Кроме этого, чукчи говорили,
что женщина-шаманка долгое после родов время не может камлать. А шаманка
Телпун рассказала этнографу, что однажды свекровь, желая ей зла,
подмешала ей в питье послеродовой жидкости собаки, и сила, благодаря
которой Телпун общалась с духами, надолго её покинула. Чукотский шаман
Коравг, не желая нести бремя камлания, этой же жидкостью натирал своё
тело. У бурят, живущих по реке Ангаре существовало множество запретов
для шамана, который собирается пройти обряд инициации — он не должен
был приближаться к женщинам, у которых «критические» дни, есть с ними
за одним столом или принимать от семей, где есть такие женщины, подарки.
Среди эскимосов Аляски есть легенда о великом шамане, который долгое
время не хотел быть шаманом и поэтому прятался от духов в чумах,
где жили женщины. Правда, ему это почему-то не помогло — духи сами
вытащили его из чума и заставили стать шаманом.
Обошлись без женщины
У американских индейцев женщина в критические дни считается опасной
для охотников — она может отпугнуть духов-покровителей. Но существуют
и противоположные поверья — что кровь женщины настолько сильна,
что может спасти от злых духов целые поселения. А девственница в «эти»
дни даже способна противостоять злым демонам, которые приходят воровать
младенцев. Возвращаясь к монгольским поверьям, можно вспомнить, что даже
сильные шаманы не могли найти украденный предмет, стоило его завернуть
во все те же женские штаны. А заворачивание головы злого колдуна
в «поганый» войлок, то есть в войлок, на котором спала женщина, должно
было предотвратить оживление колдуна или вселение в его мертвое тело
злого духа. Штаны, как атрибут особой женской силы или магии, дарили
в Монголии роженицам. Кроме штанов ей преподносили сплетенные жилы
или скрученные шерстяные нитки. Что же касается великого монгольского
шамана Дзунуг-хайрхана, то дело закончилось тем, что местные жители
штаны шаману так не дали, и ему пришлось воспользоваться
для самоубийства новыми штанами, которые почему-то подействовали точно
так же как и ношеные.
|