●
Шаманская болезнь
Антрополог Валентина Харитонова
рассказывает о шаманских камланиях, эпилептоидном синдроме и процессе
становления шамана.
|
Шаманская болезнь — это довольно
странный термин, поскольку, с одной стороны, его можно распространять не
только на шаманов, а с другой стороны, мы должны честно сознаться, что
это не болезнь. И, может быть, поэтому неслучайно в современной
ситуации, когда шаманизм значительно трансформировался, наши новые
шаманы, или неошаманы, говоря о шаманской болезни, иногда рассказывают
нам самые невероятные ситуации. Например, однажды меня поразила шаманка
— во всяком случае, она себя считала таковой, — которая мне сказала в
ответ на вопрос, как у нее протекала шаманская болезнь, что это был
очень длительный насморк, она страдала несколько лет, потом приехал
целитель из Москвы, она пошла к нему и он, посмотрев на нее, сказал: «Да
ты же шаманка, тебе же надо учиться, и это у тебя шаманская болезнь. Как
только начнешь работать — все пройдет». Увы или ах, так и случилось. Она
действительно считает, что это была настоящая шаманская болезнь.
На самом деле, если мы обратимся к шаманской традиции, то, разумеется,
там эта шаманская болезнь, и это подчеркивают все исследователи, которые
так или иначе занимались традиционным шаманизмом, например, в книге
Басилова «Избранники духов», очень популярной сейчас, вы найдете именно
этот момент: он оговаривает, что самое важное в шаманской болезни — это
психические страдания человека. Причем психические страдания были очень
сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не
только сам человек, это видели и окружающие — я имею в виду не
галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только
психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе
становления была задействована практически вся психофизиология человека.
Наверное, разумнее говорить о том, что шаманская болезнь — это именно
процесс становления шамана, как сейчас западные исследователи в первую
очередь и трактуют этот вопрос. Если говорить о том, что было раньше, то
мы должны сознаться, что там все происходило настолько мощно, настолько
сильно и, с точки зрения чужих по культуре путешественников, наблюдавших
подобные явления, абсолютно в варианте психического отклонения, что мы,
конечно, должны помнить, что эта первооснова шаманской болезни, видимо,
была спровоцирована и психикой, и физиологией шамана, и в том числе
культурой. Тот же самый Владимир Николаевич Басилов любил говорить о
том, что на самом деле все, что происходит с шаманом в этот период,
культурно спровоцировано. И это действительно так, потому что, когда
люди жили в достаточно замкнутом окружении, они хорошо знали, кто такой
шаман, как происходит становление шамана и что за этим должно
последовать. Собственно, по такой накатанной схеме все и происходило.
Однако если мы это рассматриваем с позиции нейрофизиологии, с позиции
психологии, с позиции даже каких-то соматических проявлений,
происходящих в это время с человеком, то мы должны помнить, что это не
только явление культуры, а это явление психофизиологии, конечно.
У меня в начале 2000-х годов был большой интердисциплинарный проект по
изучению своеобразия личности шаманов, народных целителей и других лиц,
которые имеют отношение к подобным проявлениям и к соответствующим
магико-мистическим и магико-медицинским практикам. На самом деле было
понятно, что это люди, которые не просто проходят определенный вариант
интересного становления, но и действительно в результате этого
становления что-то меняют в своем сознании, у них меняется работа мозга.
Они обретают какой-то вариант работы мозга, с помощью которого они потом
ведут свою шаманскую практику. Но вот для того, чтобы прийти к этому,
они должны пройти очень солидное становление, которое напоминает
психические заболевания.
Само становление шло в разных вариантах. Очень красочно об этом обычно
рассказывают и пишут якуты. Скажем, в книжке Ксенофонтова, переизданной
в 1992 году, вы можете найти очень много самых разных материалов о том,
какие видения испытывали будущие шаманы и как они себя вели в этот
период: как они вскакивали ночью, например, голышом убегали из дома,
носились на морозе по лесам, иногда их там находили в совершенно
неподвижном состоянии, когда люди уже думали, что человек умер, но он
снова возвращался к жизни. Те галлюцинации, которые они испытывали,
чрезвычайно интересны. Они интересны своим наполнением и для психиатров,
для того чтобы соотнести с тем, что происходит у некоторых людей,
которых современная психиатрия считает ненормальными. Можно посмотреть
другие традиции и другие варианты становления шамана.
Скажем, на северо-востоке Сибири мы можем наблюдать такое явление, как
трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом.
То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда
даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела
такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например,
Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах. Но эти
варианты не очень похожи один на другой, однако суть одна и та же: там
везде присутствуют шаманские страдания. То есть человек, для того чтобы
стать шаманом, должен был испытывать воздействие духов со стороны,
поскольку сама идея шаманизма связана непосредственно с тем, что это
человек, у которого, с одной стороны, были предки-шаманы, с другой
стороны, его, как избранника, как человека, способного к шаманской
деятельности, начинают принуждать к ней эти самые духи. Порой они
осознаются как духи предков-шаманов, порой несколько по-иному. Но, так
или иначе, человек, как правило, не хочет становиться шаманом. Его
заставляют. И это принуждение происходит при очень серьезном воздействии
духов именно психического порядка в первую очередь.
Если говорить о том, с какими заболеваниями это может коррелировать, то
в советское время, когда шаманов начали рассматривать просто как
психически больных людей, им ставили очень разные диагнозы. Причем в
принципе можно обратить внимание на то, что эти диагнозы регионально
различаются. Скажем, эпилептоидный синдром — это один из диагнозов,
который очень часто бывает в Южной Сибири у будущих шаманов или у тех,
кто не состоялся как шаман. Какие-то варианты там, конечно, назывались
шизофренией. Все это находит какие-то свои подтверждения, если мы
смотрим описание процесса становления шамана. И разумеется, это можно
соотносить отдаленно, но, наверное, невозможно говорить о том, что
шаманы — это просто сумасшедшие, как какое-то время в XVII–XVIII веках
казалось первым путешественникам, наблюдавшим процесс шаманских
камланий. Естественно, это было совсем непохоже на нашу культуру, и
европейцы, приехавшие туда, смотрели на этих людей как на немножко ниже
себя стоящих людей. И вот отсюда такое отношение, которое потом вылилось
просто в постановку каких-то диагнозов. Но дело в том, что если человеку
ставился подобный диагноз — это опять же мы уже говорим о советском
периоде — и человека отправляли в психклинику на лечение, то, честно
говоря, ничем хорошим это не кончалось. Он, как правило, и шаманом не
становился, и терял свои личностные навыки.
Однако тот человек, который проходил своим путем, проходил через это
шаманское становление, естественно, превращался в шамана. Что здесь было
очень важно в традиционном обществе? Дело в том, что в ситуации, когда
человек впадал в такое состояние, которое можно было обозначить как
«кандидат в шаманы», к нему приглашали большого шамана — человека,
способного понять, что с ним происходит. И в результате камлания
определенного типа этот старший шаман обычно делал свое умозаключение.
Либо он говорил, что этот человек будет шаманом, и тогда, как правило,
брал его в ученики, если традиция позволяла такое, либо он говорил, что
это, конечно же, психически больной и его необходимо лечить. Разумеется,
он говорил не такими словами, как я сейчас говорю, поскольку для них это
было вселение духов, это была одержимость, нужно было этих духов
изгонять. То есть два варианта: либо мы духов отгоняем, либо, наоборот,
мы знакомим этого будущего шамана с духами-помощниками, с его
духами-хранителями, покровителями, с помощью которых он будет
впоследствии работать, проводя свои шаманские камлания.
Мы говорим о том, что шаманская болезнь — это процесс становления
шамана. Однако у нас есть разные шаманские техники и разные варианты
шаманских практик. Все то, о чем я сказала ранее, связано, как правило,
с техникой, которая называется «путешествие шамана», дополнительной
техникой «изгнание шаманских духов» или общение с ними в каком-то другом
варианте. Есть еще одна техника, которая сейчас очень активно
используется в Бурятии. Она в большей степени имеет отношение к
Центральной Азии, нежели к традициям наших сибирских народов, — это
техника вселения духа. Здесь немного другая процедура и шаманской
болезни самой по себе, и становления шамана. Если при «путешествии
шамана» очень важно было понять, что этот человек должен стать шаманом,
и провести с ним специальное камлание, осуществить как бы финал такого
посвящения, инициации, то в данной ситуации у нас не разовое посвящение,
не разовая инициация, а поэтапное посвящение. И тогда получается, что
можно начать заниматься шаманской практикой, почти не испытывая
страданий шаманской болезни.
Как только обнаруживаются первые признаки того, что человек может стать
шаманом, он обращается к вышестоящим шаманам, которые прошли довольно
много посвящений. Скажем, в той традиции, которую я упомянула, —
вселение духов — говорят либо о девяти посвящений, либо о тринадцати
посвящений, в результате чего человек обретает почти божественный
статус, он становится шаманом-заарином, таким священным лицом по сути. А
изначально он проходит поэтапно такие посвящения и обучение, причем
обучение может идти в самом прямом смысле.
Сейчас у нас есть чрезвычайно интересное общество в Улан-Удэ под
названием «Тэнгэри», где активно посвящают современных шаманов,
используя старобурятские традиции.
Причем они сейчас были привнесены в нашу реальность из Северной
Монголии, где живут буряты, и нынешние буряты, проживающие в Республике
Бурятия, посвящались там, обретая это знание и проходя свои
многочисленные посвящения. Теперь же это идет в самой Бурятии. Причем
могут посвящать не только бурятов, этнических бурятов, но и
представителей других национальностей.
Там это проходит тоже достаточно болезненно, особенно если у человека
были позывы к тому, чтобы началась шаманская болезнь, чтобы он буквально
свалился в нее. Но тем не менее это идет в большей степени как тренинг,
и это действительно такое поэтапное становление шамана, где на каждом
этапе его обучают определенному варианту работы. Что это такое? Это
работа в измененном состоянии сознания. И если в традиции шаман как бы
сам, иногда одномоментно — очень часто именно такое бывало — сваливался
как бы в это измененное состояние сознания, он вдруг совершенно
неожиданно для себя начинал кого-то видеть, что-то слышать, его
преследовали голоса, которые что-то от него требовали во время шаманской
болезни, он видел этих духов в совершенно страшных вариантах, они мучили
его, могли его терзать, и это было, так сказать, сигналом к тому, чтобы
выйти из этой ситуации. Его разово посвящали, и он начинал справляться
со всем тем, что он видел и слышал.
Здесь это проходит в более мягкой форме, и, соответственно, человек
просто обретает как бы всякий раз новую возможность, новый вариант такой
работы в измененном состоянии сознания. И надо сказать, что сейчас
вообще очень резко изменилось преставление о шаманской болезни. Нынешние
шаманы не только, как я сначала сказала, говорят о том, что три года был
насморк, но они говорят, как правило, либо о каких-то физических
страданиях, которые их преследовали, либо о депрессивных состояниях,
либо о том и другом, иногда речь может идти о чем-то ином. И, кстати, к
подобного рода деятельности может приводить, естественно, не только
шаманская болезнь, особенно в таких классических вариантах, о которых мы
упомянули в начале нашего разговора, а здесь могут быть самые разные
иные варианты, когда человек, например, получает травму, связанную с
мозгом, и он вдруг начинает видеть, слышать и обращается тоже либо к
шаманской практике, либо к целительской практике, либо еще к какой-то.
Надо сказать, что это пока недостаточно изученные моменты и, наверное, в
будущем это будет исследовано, но именно в интердисциплинарном варианте,
когда нейрофизиологи, психиатры, психологи, биофизики и биохимики
объединятся и рассмотрят это со всех сторон. Хотя в настоящее время уже
есть такие интересные исследования.
|