●
Лечение шаманством у ненцев
Лечение заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой
причиной (травма, обморожение, ожог), чаще всего было рациональным. Но
при большинстве внутренних и психических заболеваний, причины которых
лесным ненцам были непонятны, обращались за помощью к служителям культа,
шаманам, выполнявшим наряду с другими функциями и роль врачевателей,
отпугивающих приносящих болезни духов. Сеанс камлания* происходил обычно
вечером, в полутьме у разведенного очага под звуки бубна и продолжается
в течение нескольких часов. Камлание, как правило, сопровождалось
вхождением шамана в состояние транса. Очень часто для этой цели шаманы
использовали мухоморы, которые сушили на солнце, мелко крошили, а затем
размешивали в воде и проглатывали. Чтобы усилить действие мухоморов,
кусочки сушеных грибов жевали вместе с табаком, запивая небольшим
количеством воды. Для помощи больным шаманы применяли различные
средства, при этом основным условием лечения являлось воздействие на
психику больного и установление полного доверия к целителю. Для этого
использовались ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и
световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение,
одурманивающий аромат сжигаемого багульника или чаги должны были помочь
отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.
*Камлание — обряд, который совершает шаман
Как правило, шаманы в своей практике использовали знания физиологии и
анатомии человека, лекарственные средства различной природы и приемы
врачевания: прижигания, массаж, психотерапию. При этом главным
терапевтическим фактором являлось гипнотическое внушение, применяемое
шаманами в различных формах, способствовавшее мобилизации защитных сил
организма больного, укрепляющее его веру в выздоровление.
При легких недомоганиях присутствие шамана не требовалось, и злое начало
(болезнь) могло быть изгнано из тела человека другими средствами,
например жертвоприношениями в святилищах. В случае болезни часто
прибегали и к помощи дян, ката («бабушка земли») — куклам-идолам,
которые и сейчас есть у ненецких женщин: они считаются покровительницами
женщин, деторождения и материнства, им поклоняются и бережно хранят. У
лесных ненцев бытовало поверье, что без дян, ката роды могут окончиться
трагедией. Во время родов роженица держала куклу на животе, обеими
руками сжимая ее при болях и прося об облегчении. Когда начинались
сильные схватки, рожавшая женщина вставала на четвереньки, а та, которая
принимала роды, брала в руки дян, ката и прикладывала к спине роженицы.
Такую куклу клали тяжелобольному в изголовье. По тому, легкой или
тяжелой казалась дян, ката, предсказывали выздоровление либо смерть.
Рождение и смерть человека, смена времен года, все виды хозяйственной
деятельности сопровождались у лесных ненцев выполнением специальных
обрядов. Для этого шаман выбирал специальное место, считавшееся
священным: возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу
озера. К священным местам также причислялись места «вспучивания» почвы,
образующиеся под влиянием геологических процессов. Посещать священные
места без надобности категорически запрещалось.
По рассказам лесной ненки Г. И. Сергеевой, однажды в детстве они с
братом забрались на священную сопку, хотя знали, что этого делать
нельзя. Вечером самочувствие детей резко ухудшилось. Мать, узнав, что
дети побывали на священной сопке, быстро позвала шамана. Он совершил
обряд и велел привести оленя для жертвоприношения. Наутро детям стало
лучше. Особая роль в излечении от болезней отводилась собаке. Отношение
к собаке у лесных ненцев двоякое: с одной стороны, она оберегает
человека от злых духов, служит хорошим пастухом для оленей, с другой —
сама является порождением бога Нижнего мира — Нга. По преданиям, у собак
есть дух-хозяин, который обитает в лесу и против которого шаманы
бессильны. Этот дух может приносить болезнь, от которой у человека
пропадают силы, он худеет и умирает. Часто для излечения от болезней те
лесные ненцы, у которых не было оленей, приносили в жертву собаку,
отправляя ее в Нижний мир в качестве откупа от болезней. Нос жертвенного
оленя или собаки прикладывали к больному месту. Для избавления от
болезни (например, цинги) полозья нарт или двери чума смазывали кровью
жертвенной собаки или оленя. Если дух цинги приходил во сне, нужно было
громко крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь!», затем немедленно надрезать
ухо собаки или оленя и кровью намазать себе лицо, чтобы предотвратить
появление болезни в будущем.
Лесные ненцы выводили бородавки с помощью... Луны. По описанию А. В.
Головнева, для этого в самом конце июля, когда от луны останется лишь
последняя «царапина», нужно было намазать их у тиной кровью, выйти на у
лицу, вытянуть руки клуне и сказать: «Лунный Старик, возьми эти кусочки
мяса себе...». П. С. Алиуллина вспоминает, как в детстве бабушка учила
ее выводить бородавку на руке: нужно было вытянуть руку к убывающей луне
из-под полога чума и спросить: «Луна, кто из вас быстрее исчезнет?». Об
этом нельзя было никому рассказывать. Девочка так и сделала, а через
месяц обратила внимание, что бородавка исчезла
Много преданий у ненцев связано и с растительным миром. Они верят, что
местом своего пребывания духи часто избирают определенные — священные —
деревья. По убеждению ненцев, они помогают людям, особенно в исцелении
от болезней. На ветви таких деревьев в знак признательности вешались
лоскуты яркой ткани и черепа жертвенных животных, стволы деревьев
обматывались платками, материей, шкурами и т. д. Ненцы были уверены:
тот, кто осмелится срубить священное дерево, навлечет на себя гнев
духов, что сулит всевозможные несчастья и даже смерть.
Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса.
Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто
присутствует на сеансе, и нередко поясняет, где в данный момент он
находится и что видит. Чтобы добиться состояния транса, шаман использует
самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические
силы. Важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью
колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт.
Непременными атрибутами шамана являлись его духи-помощники - лунги. Они
могли иметь облик зверей или птиц, в них заключалась сила шамана.
Обладание духами, умение общаться с ними было одной из главных черт
проявления шаманского дара. Считалось, что чем больше
духов-покровителей, тем сильнее шаман.
Предметы, которые сопровождают действа шамана называют его двойниками.
Это относится как к бубну, так и к костюму. Полный шаманский костюм
включает в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор. Головной
убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной
накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45, они
разной длины, с кольцами и бубенцами на концах, таких колец около 50,
многие из них с инициалами и надписями. Семь коротких белых бисерных
нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. По длинным бисерным
подвескам, пришитым сзади, в шамана вселялись духи, которые уносили его
к Торуму, где он узнавал исход болезни.
При камлании глаза шамана прикрывались низко спускающимися литыми
подвесками ромбической формы с зигзагообразными краями. Вполне вероятно,
что это символизировало его внутреннее зрение, интуитивные знания.
Наиболее часто к шаману обращались при болезнях.
Сеанс происходил, как правило, вечером, а иногда и днем, в закрытом
помещении при закрытом входе. Шаман, приглашенный к больному, садился
около очага и подготавливал себя к предстоящему акту, используя
различные приемы: усиленно курил трубку, глотал дым, съедал несколько
сушеных мухоморов, которые при определенных условиях становятся сильным
наркотическим средством. После этого шаману подавали нагретый бубен, и
он в напевной форме обращался к Торуму, сопровождая свое пение ударами в
бубен, а иногда и игрой на панан-юхе (струнном музыкальном инструменте).
Затем у шамана наступал глубокий, но неспокойный сон, прерываемый
бормотанием и даже пением.
"Проснувшись", шаман сообщал о результатах своего общения с Торумом.
Чтобы узнать об исходе болезни, шаман трижды бросал колотушку перед
больным. Если она дважды падала выгнутой стороной вверх, это предвещало
плохой исход. Такой способ гадания свидетельствовал, видимо, о
самостоятельной роли колотушки.
Излечивая больного, шаман часто извлекал из того или иного участка его
тела духа-носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т.д. Известен
случай, когда шаман был приглашен к больному юноше, у которого болела
шея и не поворачивалась голова. Шаман велел погреть над костром бубен,
потом в песне стал хвалить Торума и бил в бубен часов с десяти утра до
четырех дня. Потом стал щупать шею мальчика, но тот сказал, что болит в
другом месте. Шаман ответил, что он сам знает, где нужно щупать. Затем
он попросил блюдце и выдавил на него небольшой комочек с горошину,
который дал всем потрогать. Причем тот сначала был мягким, а затем стал
твердым как камень. Шаман его тут же съел: поскольку духи бессмертны, то
единственным средством их уничтожения считалось поедание их шаманом или
его духом-помощником. Юноша вскоре выздоровел. Некоторые шаманы не
извлекали духа, а его пожирал дух-помощник - змея, изображение которой
имелось на колотушке, поэтому требовалось прикоснуться колотушкой к
больному месту.
Заболел старый человек. К нему привели двух видящих шаманов. Один из них
начинает вызывать духов на разговор на жилах и спрашивает их:
- Можно ли сегодня путешествовать во времени?
Духи согласились.
Шаман взял бубен, пожевал мухомор, попил воды. Разожгли костер. Шаман
садится по-турецки, надувается, вызывая духов. Запел. Смотрит: из земли
поднялись миражи. Шаман поет:
- Я гляжу в пространство,
Нет следа, куда повели душу больного,
Нигде нет следов, даже мышиных.
Затем вызывает лесного духа горностая и говорит ему:
- Горностай, ты проворный, ловкий, проверь в чаще глухих лесов, не
найдешь ли там следы, - кто, куда увел душу больного?
Побежал горностай в лесную чащу.
Возвратился и говорит:
- В чаще леса нет ни одного следочка.
Затем шаман вызывает дух птицы канадского гуся и говорит ему:
- Полети в глубины небес, нет ли там следов души больного?
Полетел канадский гусь искать. Летит гусь в глубине небесной, смотрит:
нет следов. Возвратился к шаману и говорит ему:
- Там никто не пролетал.
Тогда шаман обратился к духу рыбы щуки и просит ее:
- Плыви-ка в глубину вод и проверь, нет ли под водой следов души
больного?
Рыба уплыла, затем возвращается, подплывает к шаману и говорит:
- В глубине вод, на дне даже букашечки не бегали, нет следов.
Тогда он обратился к духу Земли-Матушки:
- Мать-земля, погляди в глубине земных недр, нет ли там следов души сына
твоего - больного?
Мать-земля взяла посох и пошла искать следы души больного. Проверяет
следы в глубине земных недр. Возвращается к шаману и говорит:
- Черные силы поймали душу его, сердце украли, держат и не дают мне.
Кончили камлание, больной встал на ноги, посох поставил перед собой и
говорит жене:
- Наполни таз холодной водой и брось туда снега.
Встал он в таз с холодной водой и прогнал шаманов. При этом он сказал:
- Вы как собаки воете, разучились петь, ваши духи бросили вас.
А сам остался стоять в снеговой воде.
|