●
Женщины-шаманки у алтайцев
Статус женщины- шаманки в культуре алтайцев был достаточно высок. Об
этом можно судить по имеющимся в фольклоре сюжетам о девушках / женщинах
/ старухах шаманках, выступающих героинями или помощницами главного
положительного героя, например, в героическом эпосе. Впрочем, таковые
есть и у отрицательного героя. Даже если некоторые женские персонажи
напрямую не называются шаманками, то функции такие они все же выполняют.
О женщинах, наделенных необычными способностями, повествуется в
исторических легендах и рассказах.
Сегодня у алтайцев существует мнение, что женщина-шаманка заведомо
слабее мужчины-шамана, поскольку она обременена репродуктивной функцией.
В традиционной культуре считается, что женщина, пока не вырастит детей,
не может полноценно исполнять шаманские обязанности.
Бывают и исключения, когда шаманская болезнь проявляется у девочек,
девушек. Этих девушек «направляют» баштандырар - более опытные,
уважаемые шаманы, определяющие дальнейшую стезю «больного». Молодая
шаманка, к примеру, может после этого лечить детей или взрослых, т.е.
определенную возрастную категорию. Но, вместе с тем, новопосвященным
молодым шаманкам рекомендуется «специализироваться» на детях в силу их
сакральной чистоты. Поскольку самой молодой шаманке предстоит стать
матерью, она должна, таким образом, оберегать себя от «нечистоты»,
которой она не сможет противостоять, если будет заниматься проблемами
взрослых людей. В случае раннего посвящения (подростковом возрасте,
например), как правило, молодая шаманка обречена на одиночество,
бездетность и краткий срок жизни.
Алтайские женщины-шаманки в наши дни занимаются в основном лечением,
предсказаниями, коррекцией судьбы человека. Главная цель шаманского
лечения - усиление «защитного пояса» - курчуу, ослабление которого
приводит к тому, что человек заболевает. Таким образом, в общих чертах
они продолжают традицию, объемля круг повседневных обязанностей любой
женщины, называемый уй-кижи «человек дома» или «домашний человек».
Шаманский дар, как и любой другой талант, достается человеку от предков,
родственников. Он наследуется по прямой и боковой ветви родства. В
случае унаследования человеком этого дара и по материнской, и по
отцовской линии, он получает силу, удвоенную двумя генеалогическими
традициями. Таковы, очевидно, те, которых в народе считают шаманами укту
кам, то есть посвященными.
Несмотря на то, что следует добавить, что шаман-мужчина считается
сильнее шаманки женщины, желающих получить помощь последних меньше не
становится. Как правило, в выборе специалиста такого рода человек
доверяет своей интуиции, основанной не только на рассказах пациентов, но
и на приметах, снах и в пр., либо следует рекомендации иных «знающих».
Частная жизнь этих женщин полна неразрешимых вопросов. Проблематична
взаимоотношения с окружающими, подругами, родственниками, поскольку
каждый человек, не наделенный особым даром, испытывает если не страх,
то, самое малое, настороженность в отношении к ним. Обширные
практические возможности, часть которых подчас приписывается шаманкам,
приоритет маскулинности в культуре алтайцев, происходящая модернизация
накладывают свой отпечаток на их положение в обществе. Вместе с тем,
никто не освобождал женщин шаманок от их женских обязанностей, важнейшей
из которых является поддержание взаимосвязей с родственниками по крови,
по роду, по браку. Они ведут свое хозяйство, растят детей и внуков, как
самые обычные женщины.
На примере жизненных историй современных алтайских шаманок можно
проиллюстрировать всю сложность комплекса «сакральность /традиционная
культура/ современное общество» не столько в плане его исследования,
сколько в бытовом отношении.
|