●
По следам шамана Ивана Ивигина
История последнего
тунгусского шамана из рода Чамба.
|
Иван Иванович Ивигин — один из
эвенкийских шаманов - родился в 1866 году в поселке Орловка Томской
области. Ивигины — эвенки, которые относятся к роду Чамба. Эвенки (до
1931 года представители этого народа назывались тунгусами) –
представители тунгусо-маньчжурского населения Сибири на территории
Томской области. Этот народ появился на основе смешения аборигенов
Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и
Забайкалья. Тунгусы в переводе с якутского - «люди с замёрзшими губами»,
что означает «говорящие на непонятном языке». Кочевали эвенки по берегам
Оби, Кети с их притоками, Васюгана, Парабели. Род Ивигиных входит в
состав сымскокетских эвенков.
Основными традиционными занятиями эвенков являлись оленеводство,
рыболовство и охота. В Томской области для эвенков в 1930-е годы
создавались оленеводческие хозяйства. Фамилия Ивигин происходит от слова
«хивига», что в переводе с эвенкийского означает: «пестрая певчая
птичка, вьющая глиняное гнездо». Наш герой, как и все эвенки, имел три
имени — Дайя (повседневное имя, которое использовали в обиходе), Шорквул,
по другим сведениям Майели
(имя, которое упоминали при камлании) и Иван (имя, которое указывали в
документах). Иван с детства обладал способностью к ясновидению.
Шаманский дар он унаследовал от матери Мори. Он лечил людей, к мальчику
за советом обращались все родственники, когда собирались начать
какое-либо дело. Поэтому когда он вырос — он был посвящен в шаманы. Кто
же такие шаманы? Какова их роль в жизни эвенков?
Мироощущение эвенков, по утверждению ученых Ю. С. Замарева, В. С. Лузан,
С. В. Метляева, Г. М. Василевич и других, связано с «учением о доме или
жилище», согласно которому вся природа (реки, озёра, тайга и небо) для
них – родное жилище. Это жилище населено не только людьми, но деревьями
и травами, зверьми и птицами, и самое главное, - всевозможными духами,
защищающими людей от жизненных и душевных невзгод. Эвенки считали, что
вселенная состоит из трех миров: верхнего (угу буга), который населяют
духи и божества, среднего (дулип бува), где живут люди, и нижнего (хэргу
буга), там обитают души умерших предков. Верхний мир располагался там,
где восходит солнце, нижний — где заходит.
Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них
могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные. Шаманы во многом
помогали людям. Они лечили от болезней, камлали с целью найти и вернуть
потерянную душу больного. В эвенкийской культуре шаманы – уважаемые и
почитаемые люди, именно они формировали сознание общества и нормы
поведения.
Для того, чтобы стать шаманом, человек должен был иметь в роду шаманов,
но этого было недостаточно, надо было быть избранным богиней Бугадой
Энин – благодетельницей человеческого рода и покровительницей всех
шаманов. Шаманы не делились на белых и черных, злых и добрых.
Эвенкийские шаманы делились по происхождению. Были те, кто имел корни от
неба и те, кто таких корней не имел.
Один из самых почитаемых эвенкийских шаманов, который жил в первой
половине XX века – Иван Иванович Ивигин. Именно его костюм и атрибуты
хранятся в Колпашевском краеведческом музее.
Уже к сорока годам Иван Ивигин имел репутацию сильного родового шамана и
проводил камлания в большом шаманском чуме – дюкане.
«Атмосфера в чуме была доброжелательная, тишина необыкновенная. Перед
началом дядя сидел, курил трубку и рассказывал, что он увидел... Мы,
дети, наблюдали за поведением дяди, как постепенно он преображался,
когда входил в экстаз. Глаза закрывал, губы что-то шептали, а потом
шаман прикрывал лицо платком, начинал сидя, медленно раскачиваться и
петь. Все вторили и мы, дети, тоже».
У каждого шамана за всю жизнь должно быть семь бубнов. Считалось, когда
шаман уже изготовил седьмой бубен, он достиг наивысшей шаманской силы .
Как рассказывал племянник Ивигина Владимир, в 1925 году у Ивана был уже
шестой бубен.
Однако антирелигиозная политика государства становилась всё сильнее и
сильнее, была выпущена брошюра, автором которой был этнограф И. М.
Суслов, под названием «Боритесь против шаманов». Иван Иванович стал
заниматься повседневными занятиями, старался не рассказывать о своих
способностях и так и не успел изготовить свой седьмой бубен.
Личная жизнь Ивана Ивановича не сложилась. Его жена умерла, когда
началось гонение на шаманов, погибли два сына: Денис и Михаил, 1910 и
1915 года рождения. В январе 1936 года трагически погиб Денис.
Комсомолец, бригадир, охотник, его невеста Агафья Николаевна Лихачева.
Молодожены хотели отметить свадьбу по-новому. Но родственники невесты
требовали по старому эвенкийскому обычаю - заплатить калым оленями.
Инициатором убийства Дениса был брат невесты Сергей Николаевич Лихачев.
Второй сын
Михаил Иванович в 1941 году в сентябре был призван в армию и ранен в
1942 г. Позже его снова взяли в армию. Он попал на Ленинградский фронт,
в 1944 году вновь был ранен, 22 апреля 1944 года скончался в Томском
военном госпитале.
В 1944 году Иван Иванович переехал в Максимкин Яр и работал оленьим
пастухом на производственно-охотничьей станции, в 1952 году он вернулся
в Орловку.
Шаман жил обычной жизнью, но иногда доставал свой бубен, люди обращались
к нему за помощью, и он никогда не отказывал. Его племянница
Тамара вспоминала: «Жизнь нашего дяди ничем не отличалась от других
сельчан. Помню, он лечил нас травами от простуды. Может, что-то и шептал
над ними, но никому не показывал. Советская власть не поддерживала
шаманизм, поэтому тогда он лечил только родственников».
Иван Ивигин умер в больнице поселка Белый Яр осенью 1959 года.
После его смерти племянник Владимир построил лабаз в лесу и сложил туда
все атрибуты шамана. Лабазом у эвенков называется хозяйственная
постройка для хранения вещей и продуктов. Существовали и священные
лабазы, в них хранились предметы культа. Через четыре года после смерти
шамана племянник Владимир сдал наследство своего дяди в Колпашевский
краеведческий музей в связи с тем, что в ходе планового освоения лесных
угодий Приобья исторические лабазы часто уничтожались рабочими.
Старший научный сотрудник Колпашевского музея Ольга Михайловна Титова
предоставила нам документы о передаче костюма в музей. Из счёта от
02.03.1965 года, мне удалось узнать, что и за какую цену предоставил
Владимир Александрович Ивигин директору музея:
1. Бубен – 1 шт., ударные щётки для бубна – 2 шт., чехол для бубна – 1
шт. – 30р.
2. Головные уборы – 4 шт., хранитель для головного убора – 1 шт. – 5р.
3. Изображение богов-покровителей, животные из металла и бисерные
украшения – 80р.
4. Потакуй (эвенкийская переметная сума) для хранения религиозных
предметов – 1шт. – 5р.
5. Подвески для одежды из металла с изображениями зверей, лука, топора –
8 шт. – 5р.
6. Набор одежды шамана 10 шт. – 35р.
Благодаря экспозиции музея и литературе нам удалось узнать о том, как
устроен эвенкийский шаманский костюм и почему в акте о передаче
предметов так много вещей. Шаманы действительно были частью природы. Это
отразилось костюме, каждый элемент которого связан с животным и
растительным миром. Костюм состоит из нагрудника, кафтана, тканевого и
металлического головного убора, рукавиц. На рукавах кафтана -
металлические пластины, обозначающие плечевые и локтевые кости, а
вертикальная линия с отходящими лучами в центре нагрудника — это
позвоночник с ребрами. Мех в костюме – олений, дополнен соболиными,
беличьими шкурками. Таким образом, каждый элемент костюма обращен к
животному миру. Важнейшие атрибуты шамана - бубен и колотушка. Шаманский
бубен — это кожаный овальный или круглый обод, для его изготовления
выбирали особую древесину. Во время обряда бубен мог превращаться в
оленя и убегать в верхний мир, мог в рыбу и отправиться в нижний.
p.s.
В роду Чамба существует семейное
предание о том, как их дядя — последний шаман рода Чамба ездил в
Ленинград принимать участие в съемках и даже камлал на Марсовом поле.
В 1930 году Иван Иванович Ивигин действительно приезжал в Ленинград на съёмки фильма «Мститель».
Замысел фильма «Мститель» появился в 1928 году. В основу нового фильма
легла старинная тунгусская легенда о Шектауле, рассказывающая о
классовой борьбе между русскими и эвенками. В феврале 1930 года была
утверждена исходная версия сценария. Снимать эту картину необходимо было
на месте. Съемочная группа до места съемок проехала в общей сложности 3500
километров. В самую гущу тайги до отдаленной от цивилизации фактории Монокон-Балагон
на реке Чирамбо (Сым), притоке Енисея, они добирались на оленях. В результате было заснято много
необычного и очень интересного этнографического материала:
многочисленные обряды, весенние праздники, хороводы, камлания шамана.
В начале августа 1930 года экспедиция вернулась в Ленинград, где съёмки
продолжились.
На съемки в Ленинград поехало три тунгуса: шаман Иван Ивигин, а вместе с
ним К. Бояринов и Ц. Бояринов, они были его хористами, подпевали при
камлании. По эвенкийской традиции, подпевать шаману должны женщины, но
они категорически отказались от дальней поездки, да и русского они не
знали. Иван Иванович потом долго вспоминал забавную историю, которая
произошла с ними. Когда в Томске поезд тронулся, все трое упали на пол
от страха. Потом привыкли и стали смеяться. На станциях они надевали
национальные костюмы и выходили на платформу, всегда собиралось много
людей, чтобы посмотреть на коренных тунгусов.
27 августа на Марсовом поле Ленинграда был поставлен чум для камланий
шамана. Третьего сентября в Ленинград приехал этнограф И. М. Суслов, он
провел консультацию при подготовке к съемкам. Он также пообщался с И.И.
Ивигиным, которого считал «одним из самых сведущих людей в области
своего культа». Родственники Ивана Иивгина вспоминали, что на съемках
творились чудеса: аппараты ломались, ленты рвались, много раз повторяли
одно и то же. К сожалению, этот богатый этнографическим материалом,
дополненный уникальными кадрами фильм не сохранился до наших дней.
|