●
Белый дедушка
Сиану (Савелий
Максимович) Хутунка, более известный как Белый дедушка, был знаменитым
орочским шаманом, родовым судьей, лекарем, искусным охотником и рыбаком.
Прожил около 120 лет, имел 7 жен, дружил с Владимиром Клавдиевичем
Арсеньевым. В первый раз он женился на немолодой женщине из шаманского
рода, чтобы соплеменники признали его шаманом. Второй раз он женился по
любви, а позднее взял в жены еще двух женщин. Одновременно С. М. Хутунка
имел четырех жен. После их смерти он женился еще три раза, последний раз
в 90 лет. Всех своих жен пережил.
|
В. К. Арсеньев описал камлание в своей
повести «Сквозь тайгу», посвященной экспедиции 1927 г. по маршруту
Хабаровск — Советская Гавань — Хабаровск. В ту пору Савелию Максимовичу
Хутунке было около 60 лет и он оказался самым «слабым» среди четырех
шаманов, камлание которых довелось наблюдать Владимиру Клавдиевичу ночью
19 августа 1927 г. на Кандахе. Вот как описал В. К. Арсеньев обрядовые
действия своего старого друга: «Первым камлать должен был Хутунка. Он
надел на голову венок из стружек, подвязал на себя пояс с металлическими
конусообразными трубками и позвонками и взял в руки колотушку и бубен.
Хутунка встал перед жаровней и некоторое время молчал, закрыв глаза, как
бы собираясь с мыслями.
Прошла минута-другая, и вот среди всеобщей тишины мое ухо уловило
какие-то звуки: Хутунка чуть слышно тянул ноту за нотой, не раскрывая
рта. Он постепенно усиливал свой голос и призывал к себе духа севона (сэвэна
— Т. М.), помогавшего ему при камлании. Пение его было печальное и
монотонное. Понемногу он оживал и переминался с ноги на ногу. К голосу
шамана присоединился металлический шорох, издаваемый позвонками. Иногда
он вздрагивал, подымался на носки и припадал на колени. Выражение лица
его было весьма напряженное. Он говорил несвязные слова, упрашивал и
умолял своего духа помочь ему».
Через 30 лет после В. К. Арсеньева с Белым дедушкой много беседовали
известные российские этнографы, лингвисты В. А. Аврорин и Е. П.
Лебедева. О Сиану Хутунка они писали, что тогда ему было около 100 лет,
хотя по паспорту всего 8. Родился он в селении Хуту на р. Тумнин, около
60 лет прожил на р. Коппи, затем перебрался на р. Хади, в последние годы
осел в селении Уська (сегодня Уська-Орочская).
Сиану Хутунка был прост в отношениях с людьми, хотя держался с
достоинством, справедлив, бескорыстен и доброжелателен. Возможно, Белым
дедушкой его стали называть за седые волосы. Однако более вероятным нам
кажется другое объяснение. Орочи различали добрых и злых шаманов. Именно
к добрым принадлежал С. М. Хутунка. В 1959 году его слава крупнейшего
орочского шамана и родового судьи была уже, по выражению ученых, в
прошлом. Однако фотография опровергает их утверждение. Она сделана в
1959 году во время камлания. С. М. Хутунка облачен в специальный
ритуальный костюм, состоящий из тканевого халата с перьями орла на
спинке, отделкой из китайской тесьмы и юбки из меха нерпы. Края рукавов
обмотаны орнаментированными нарукавниками. На груди — нагрудник в виде
змеи для укрепления голоса. Наголенники снабжены изображениями змеи,
жабы и ящерицы. Макушку прикрывает маленькая полусферическая шапочка
охотника, поверх которой привязаны стружки, распускающиеся на спине
пышным пучком. Стружками обвязаны талия, руки ниже плеч и запястья,
голени, обувь. Недалеко от шамана тлеют в тарелке сухие листья
багульника. В траве запутались кусочки стружек. Видимо, неистовый танец
уже позади. Сейчас Савелий Максимович лишь слегка пританцовывает в такт
приглушенным ударам бубна. Его губы плотно сжаты, а взгляд проник за
границы среднего мира и познает открывшиеся ему тайны. Что-то он там
видит? Кто знает... Фотография об этом нам, увы, не расскажет.
|