●
Ользонский шаман
Чудесный дар проявился у Владимира Манжеева в 40 лет.
Пенсионер из села Ользоны Баяндаевского района Владимир Александрович
Манжеев — единственный шаман на всю ближайшую округу. Когда-то,
вспоминает 70-летний Манжеев, в бурятских селах каждая семья имела
своего шамана. Теперь, чтобы излечиться от недуга или заговорить свой
огород на хороший урожай, к ользонскому шаману идут и едут как с
ближних, так и с дальних мест. Говорит, даже врачи с районных больниц и
поликлиник, когда не могут точно поставить диагноз, отправляют своих
пациентов в Ользоны: скажешь, где болит, — шаман побрызгает, вылечит.
|
Дар шамана
Чудесный дар к Манжееву пришел не сразу. Всю жизнь он проработал
трактористом в местном совхозе. Ближе к сорока годам стали посещать его
мысли о вечном, о своих предках. Тогда будущий шаман вспомнил о своем
прапрадедушке, про которого в округе ходила легенда, что он и мертвого
оживлял, и бедного обогащал. Звали чудесного шамана Биран Хохэй, и
всякий на селе знал легенду о том, как он однажды остановил похоронную
процессию, вынул молодую умершую из гроба и в два дня вернул ее к жизни.
Вспоминая об этом предании, Владимир Манжеев задумался — может, и ему
перешло умение лечить от дальнего родственника. Посоветовался со
сведущими людьми и понял, что тоже должен начать лечить-брызгать.
Местные жители, зная о том, что Владимир Александрович — родственник
великого шамана, начали ходить к нему с просьбами полечить. Слава о
новом ользонском шамане разнеслась и по другим улусам.
Теперь за плечами Манжеева уже 30 лет стажа. Он белый шаман — тот, кто
только брызгает. Есть еще и черные шаманы, им под силу созывать крупных
богов. Белым и черным шаманам лучше на одной дороге не сталкиваться,
иначе может и беда случиться.
Начав лечить людей и скот, Манжеев работу тракториста не бросил, до
пенсии прослужил родному совхозу и получил за заслуги собственный
трактор. Несколько лет назад зрение ользонского шамана стало ухудшаться.
Хорошо, что взялись помочь иркутские врачи: сделали операцию,
имплантировали хрусталики — и для Манжеева вновь открылись все краски
мира.
Лечить можно только натуральным продуктом
Ежедневно к ользонскому шаману приходят по 2—3 человека. Зовут, бывает,
и к себе — побрызгать на дом от семейных неудач или вылечить больного.
Отказать шаман не в праве: иначе он попадет в немилость к богам. Лечит
Манжеев и самого себя, и всю свою семью. Детей у него пятеро: четыре
дочери и сын.
— Мастерство мое некому передать, — сокрушается шаман. — Сын — человек,
занимающий серьезную административную должность, — шаманом вряд ли
когда-нибудь будет, а ользонская молодежь древнейших традиций не
впитывает, многие даже бурятского языка теперь не знают. Я могу на
листке написать, как надо брызгать, да разве ж кто поймет?
Процесс лечения с виду нехитрый: шаман брызгает молоком и водкой на
больного человека и призывает духов помочь ему. После этого всю хворь
как рукой снимает. Главное в деле белого шамана — это то, чтобы продукт,
которым он лечит, был натуральный и без примесей. Здесь нужна либо
хорошая водка, лучший бурятский тарасун, либо неразведенный спирт.
Суррогатный не подойдет, от лечения никакого прока не будет.
Брызгает ользонский шаман не только людей, но и скотину или огород, на
котором пропал урожай. Приезжают к нему и водители, особенно милиционеры
и дальнобойщики, просят сотворить ритуал — побрызгать на машину.
Говорят, после этого человек не попадет ни в одну аварию и все дороги
для него будут легкими. За лечение шаман денег не просит. Кто приносит
тарасун с запасом, кто отдает небольшие деньги, как здесь говорят,
"шаману на курево".
К ользонскому шаману приезжают даже из Франции
Каждую весну все жители улуса вместе с шаманом собираются и идут в лес:
приносят в жертву барашка и просят богов послать в этом году хороший
урожай. А потом шаман, по древней традиции, в течение всего мая не
должен никого лечить.
— Это мой "отпуск", — улыбается Манжеев. — Как и у всех остальных, у
шамана тоже должен быть отдых. Два месяца в году не имею права брызгать:
в январе и мае.
Согласно бурятским традициям, январь является своеобразным постом
накануне Белого месяца, а май — месяц пробуждения природы и посевов
урожая, когда и от шамана требуется много сил на полевую работу. Даже
среди деревенских жителей в это время редко кто болеет — просто-напросто
некогда. В прочие месяцы ходят к ользонскому шаману не только буряты и
русские, но и иностранцы, приезжающие в Иркутскую область. До них тоже
доходит весть о белом шамане, обладающем чудесным даром исцеления.
Однажды к Манжееву в Ользоны приехал француз по имени Жозеф с русской
переводчицей Мариной. Поначалу смотрел на шамана как на экзотику, а
потом рассказал через переводчицу о своем больном отце-инвалиде, который
не может встать на ноги. Жозеф принес три бутылки водки, и Манжеев
взялся помочь: побрызгал иностранца, призывая богов через сына вылечить
отца. Француз обещал опять вернуться к ользонскому шаману через год,
чтобы сообщить о результатах, но так и не приехал.
— Наверно, это значит, что у него все хорошо там, — предполагает
Владимир Манжеев. — Ведь люди ко мне только с бедами приходят.
Иногда шаман из Ользон жалеет, что так поздно распознал свое мастерство.
Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
— Немного осталось шаманов в наших краях, — говорит он. — Повезло мне,
что людям добро делать могу.
|