●
Белый шаман Владимир Кондаков
— Алло? Владимир Алексеевич, а можно со мной телевидение приедет? —
Нет! Никаких камер! Я вешаю трубку.
|
Немного нервничаю, если
не сказать — боюсь. Еще бы! Через полчаса встречаюсь с настоящим
шаманом. Частный дом в районе Сайсар. Огромная светлая терраса.
Деревянная мебель, книжные полки, уставленные томами энциклопедий. На
стенах висят картины с видами якутской природы, белые махалки-дэйбиир из
конских хвостов. Хозяин сидит за громадным столом, указывая мне на диван
напротив. На вид шаману лет шестьдесят. У него короткая белая борода,
как у Деда Мороза на старой советской открытке, на голове — легкая
шапочка типа островерхой тюбетейки с якутскими узорами. Глаза добрые. Ну
да, он же белый шаман. Значит, добрый. Или нет?
— Почему на родном языке не говоришь? — строго спрашивает Кондаков.
— Немножко говорю, — быстро отвечаю я по-якутски.
— Тогда будем на смешанном языке общаться, — теплеет голос целителя. —
Задавайте свои вопросы.
— Вы — президент Ассоциации народной медицины. Она имеет какое-нибудь
отношение к Центру традиционной медицины?
— В этом центре работают не целители, а врачи — монгольские, китайские.
Какое отношение они могут иметь к народной медицине якутов? За
пятнадцать лет существования ассоциации мы провели огромную работу —
восстановили утраченные умения, Айыы-шаманизм и древние верования народа
саха. А если бы у нас все это время была государственная поддержка,
сделали бы в два-три раза больше.
— Целители, которых рекламируют по телевизору (Сардаана, например),
ваши?
— Наши целители себя не рекламируют.
— Сколько целителей входят в вашу ассоциацию?
— Практикующих — человек 30-35.
— Целитель — это не обязательно шаман?
— Шаманы — высшая категория народных целителей. Есть еще костоправы,
ритуальные обрядовые массажисты — элбигиты, есть алгысчыты, которые
читают благословение — алгыс, есть повитухи, которые принимают роды с
алгысом. Травники, даже рефлексотерапевты свои — они не по одной игле
втыкали, а пользовались такими специальными деревянными палочками, на
которые укреплялось несколько иголок, понимаете?
— Что-то вроде иппликатора Кузнецова?
— Похоже. Еще делали прижигания, кровопускания. В древности у якутов
уникальная разновидность рефлексотерапии — бютэхтээ. Брали нитки —
шелковые или из сухожилий, их в обязательном порядке обрабатывали
антисептиком, как правило, травяным обеззараживающим раствором, кривой
иглой делали прокол в определенном месте и на какое-то время оставляли
нитку в теле.
— Брр-р-р! А шаманы как лечат?
— Шаман лечит при помощи сверхъестественных сил.
— Вы называете себя "белым шаманом", что это означает?
— Шаманы делятся на два типа — белые и обычные. Айыы-шаманы (белые
шаманы) поклоняются двенадцати небесным богам. Юрюнг Аар Тойон —
верховное божество. Одун Хаан и Чынгыс Хаан управляют законами
Вселенной. Кюн Кюбэй Хотун — богиня Солнца. Джылга Тойон ведает людскими
судьбами. Джурултай-суруксут — небесный писарь, Сюнг Джаагын Тойон
управляет огнем, громом и молнией, покровительствует кузнецам. Хотой
Айыы — небесный орел, защитник людей Срединного мира. Кюрю Джесегей
Тойон — бог конного скота и могучих парней. Аалым Алахсыт Хотун — богиня
плодородия, Алтарайыысыт — богиня деторождения, и Ийээсэгэй Ийээхсит —
богиня любви. Вот такой пантеон.
Белые шаманы рождаются только в роду тех хангалассцев, которые во
времена свержения Тыгына убежали в Среднеколымский, Вилюйский улусы.
Есть такой примечательный исторический факт: в 1897 году строительство
церкви в средневилюйском селении Хампа благословил белый шаман Михаил
Павлов — Тумус Мэхэлэ, мой предок.
Моление к высшим богам называется домм. Мне удалось восстановить 36
доммов, 24 из них мне разрешили открыть людям, 12 — запретили.
— Кто запретил?
— Боги.
— Я слышала, что белые шаманы — это жрецы, а черные — практики.
— Неправильно. Обычный шаман в год камлает 5-6 раз. А Айыы шаман
ежедневно совершает свои доммы.
— Значит, белый шаман тоже может лечить?
— Конечно! Айыы-шаман лечит людей молениями, алгысами при помощи богов.
Без разрешения, без соответствующего обряда наши предки ничего не
трогали, даже траву не косили без благословления. Перед охотой
обязательно нужно было испросить разрешения у высших сил. Сейчас якуты
потеряли умение жить в согласии с природой.
— Как человек становится белым шаманом?
— Айыы шаман проходит обучение у божеств с помощью Джугуль Бэктэ —
божьих посланников.
— То есть ангелов?
— Да.
— А как же "шаманское дерево", на котором, согласно легенде,
воспитываются шаманы?
— Ыйыык мас. На нем воспитываются обычные шаманы. Белые, как я уже
сказал, учатся непосредственно у богов. Ветви шаманского дерева доходят
до 9 неба, когда всего небес 12 — это есть бесконечность и обиталище
богов. Поэтому простые шаманы во время камлания могут дойти только до
девятого неба, это предел. Айыы шаман может дойти до десятого,
одиннадцатого, двенадцатого неба.
Считается, что в северных дуплах дерева Ыйыык мас воспитываются наиболее
кровожадные шаманы. Но поскольку мир восьмигранен, только 1/8 часть
шаманов кровожадна. Шаманы, воспитывавшиеся на восточной стороне,
успешно лечат людей с помощью земных обрядов. Такой шаман может со
временем стать Айыы шаманом. Для этого он должен пройти второе,
небесное, обучение и большое очищение.
— Если шаман не белый, он не обязательно черный?
— Да. Это обычный, обрядовый шаман. Кстати, когда белый шаман проводит
обряд, остальные шаманы не выходят из дома, лежат и закрываются
трехслойным берестяным одеялом. Потому что на землю обращают в это время
внимание высшие силы, и это может навлечь неприятности на обычного
шамана. Одеяло берестяное, потому что береза считается священным деревом
Айыы, предполагается, что она в случае чего защитит шамана-неудачника.
— Вы сказали, что белый шаман возносит моления богам каждый день,
неужели они так каждый день закрываются?
— Нет, конечно, только во время больших обрядов.
— Но ведь обычный шаман тоже может лечить?
— Обрядовый шаман лечит при помощи духов. Это могут быть духи предков,
природные духи или духи давно умерших шаманов.
— А белый шаман не может навредить человеку?
— Может. Был такой случай, когда одному белому шаману случайно помешала
во время обряда его родная дочь. Она умерла. Он очень горевал, но
сделать ничего не мог. Быть шаманом очень опасно и для самого человека,
и для его близких. Поэтому не все избранные хотят стать шаманами,
некоторые отказываются, и им от этого становится плохо. Нельзя
отказываться от своего предназначения.
— А "шаманская болезнь" — что это?
— Подготовка организма к нагрузке. Испытываются тело, сознание, дух
будущего шамана…
— Конечно, это ведь большая ответственность. Получается, шаман — и жрец,
и врачеватель, и в какой-то мере философ…
— И психолог, и учитель. Он охраняет свой народ. Правильно ты сказала —
большая ответственность. Шаман может быть руководителем народа.
Например, шаман Одуно был ближайшим советником Тыгына. Дого боотур был
предводителем своего племени, Эргис — руководителем наслега. Слышала про
белого шамана, которого повесил Головин? Его звали Усун Ойуун. Его сила
до сих пор витает над Якутией, не может успокоиться. Во время камланий
он приходит сильным ветром. Само слово "ойуун" ("шаман" по-якутски) —
монгольское, оно означает "умный, мудрый". Эвенки говорят: "саман" или
"шаман", что значит "вперед идущий, умный".
— Сколько у нас в Якутии шаманов?
— Шаманы бывают большие, средние и мелкие. Кто-то еще в древности
сказал, что больше четырех сильных шаманов в Якутии не должно быть. Так
и сейчас.
— А вы какой?
— Это секрет. Во всяком случае, не маленький.
— А женщины-шаманки? Удаганки сейчас есть?
— Инициированных нет. Женщины с задатками удаган, возможно, есть. Очень
много надо знать, чтобы стать шаманом, бывает так, что у человека есть
способности, а посвящение он не проходит. Я знал и знаю многих шаманов
разного типа. Настоящий шаман склонен к уединению, это самоуглубленный,
не хвастливый человек. Он не придет сам к вам в редакцию и не скажет: "Я
шаман". И уж тем более не станет рекламировать себя по телевидению.
— Я слышала, что актеры, когда-либо игравшие шаманов, после этого сильно
болели или даже умирали.
— Вполне возможно. Да, я исполнил роль шамана в фильме "Орто Дойду", но
ведь я настоящий шаман. Актер же — обычный человек, посвящение не
проходил. Ему нельзя надевать шаманский костюм, брать в руки бубен, на
это должно быть разрешение свыше. Шаманов часто неверно изображают
грязными, полусумасшедшими существами, впадающими во время камлания в
экстаз. Но во время сеанса шаман полностью отдает себе отчет в своих
действиях, контролирует не только себя, но и больного. Он может петь, но
не пляшет и не прыгает.
— Но в бубен-то он стучит?
— Да, но как стучит? Негромко, размеренно — пациент от этих звуков
успокаивается!
— Если не ошибаюсь, бубен — это конь шамана?
— Да, летающий конь. На нем он летает на небо.
— Вам нравятся картины якутских художников на шаманскую тему?
— Наверное, Тимофея Степанова имеешь в виду? Не то чтобы мне не
нравится, как он рисует, но я считаю, что незачем изображать, например,
обряд иссечения, рисовать злых духов. Слишком это страшно для
неподготовленного человека.
— Известно, что североамериканские шаманы использовали наркотические
вещества растительного происхождения — пейотль, например. Чукотские
шаманы ели мухоморы. А якутские шаманы что-нибудь подобное использовали
для вхождения в транс?
— Нет. Нашим это запрещено. Якутский шаман должен уметь сам входить в
транс, без помощи наркотиков, призывая духа Кэлэни — проводника между
мирами.
— Наверняка после выхода статьи начнутся вопросы читателей. Где
находится Ассоциация народных целителей?
— Это больной вопрос. Раньше мы арендовали помещение в Доме народов
Севера, но оказалось, что это теперь федеральная собственность, которую
институт не имеет права сдавать в аренду.
— А Дом Арчы? По-моему, там вам самое место. Они ведь тоже алгысы
проводят и все такое.
— Во всяком случае, небесных алгысов они не делают, просто проводят
банальное очищение огнем. Мы к ним уже обращались однажды. У нас есть
курсы народной медицины, которые мы хотели провести в Доме Арчы. Так они
с нас запросили три тысячи рублей в день!
— Новый год вы как отмечать будете? Елку поставите?
— Как все. Может, и елку поставлю.
|