●
Злые духи – альбины
Как в любом мистическом учении, в шаманизме есть понятие злых духов,
вредящих человеку. В бурятской традиции их называют «альбинами».
Дословный перевод – «чёрт», наиболее опасными считаются сущности
женского рода. Их пища – энергетика людей, они усиливаются, паразитируя
на ней. Будучи бесплотными, как все духи, накопив силу, «альбины»
становят видимыми и даже осязаемыми. Их описывали либо как
антропоморфные фигуры в половину роста человека, либо как одно лицо без
тела или руку с глазами. Присасываясь к энергии человека, злые духи
вызывают упадок сил и болезни, порой со смертельным исходом. Каждый
умерший усиливает «альбина», он становится более опасным, может
материализоваться.
– У человека есть жизненная энергия, когда он умирает, она
высвобождается и переходит в эту сущность, – рассказывает Баир
Цырендоржиев, глава шаманского объединения «Тэнгэри». – Если злой дух
одолел много людей: один человек захворал и умер, потом другой, он может
проявлять себя на физическом уровне.
Злые духи опасны и тем, что вселяются в человека, толкая его на
губительное поведение – пьянство, беспутную жизнь, конфликты с
обществом. Могут вызвать просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые
видения. Злые духи могут привлекать несчастные случаи.
Чаще всего злые духи – просто неупокоенные умершие. Не так давно в
бурятских СМИ проходила статья о призраке ребёнка, державшем в страхе
население одной из деревень. Много неупокоенных душ бывает на кладбищах.
Некоторые люди могут видеть там их астральные тела.
– Когда человек умирает, его душа в течение сорока девяти дней предстаёт
перед Эрлик-ханом, – рассказывает Баир Жамбалович. – Там решается вопрос
его дальнейшего перерождения. Но часто неупокоившиеся духи остаются на
земле. Они набирают силу, и человек начинает их видеть, осязать. Задача
религиозных деятелей – провести специальные обряды упокоения.
Другой вид духов, опасных для человека, это потревоженные «хозяева
местности». Часто причина – грубое вторжение во владения духа. Например,
человек решил построить дом, вырубил участок леса, при этом не провёл
необходимых ритуалов задабривания. Возмущённый дух начинает мстить.
Приходится прибегать к помощи специалистов, будь то шаман или
священник-экзорцист. В шаманизме потревоженному «хозяину местности»
обычно даётся угощение, сопровождаемое молитвами о прощении.
Конфликт человека и духа может породить и неподобающее поведение в
обиталище духа. Где-то на природе не следует громко кричать, особенно в
ночное время, шуметь, мусорить, пьянствовать, предаваться разврату. Духи
селятся обычно в малопосещаемых местах. Помимо природных объектов –
лесов, гор, пещер, ущелий – это могут быть полуразрушенные здания,
индустриальные руины. В светлое время суток лазить там можно, но после
захода солнца это может быть опасно. Так что «сталкеры», обожающие
лазить по «заброшкам», рискуют. В старину в ночное время категорически
запрещалось ходить в лес, отлучаться далеко от дома, выпускать на улицу
маленьких детей.
Другое излюбленное место встреч духов – перекрёстки дорог, они двигаются
обычно теми же путями, что и человек. Кстати, у русских есть поверье,
что нельзя гадить на дорогах – «леший обидится». По словам Баира
Жамбаловича, поверья о нечистой силе у всех народов очень похожи. Но
следует сказать, что в шаманизме нет строгой категории «злых духов» как
существ, чья суть нести зло человеку.
– Люди привыкли обелять себя, привыкли всё, что не от Бога,
воспринимать, как зло, – говорит Баир Жамбалович. – Но часто злых духов
мы сами делаем злыми, вторгаясь в их покой. Люди часто ведут себя
аморально, не помнят старинных обычаев и гневят этим «хозяев места». В
таких случаях мы говорим о дисбалансе, нарушении гармонии. Много зла
исходит от самих людей: зависть, грубость, проклятия.
|