●
Духи на страже закона
За любой плохой поступок, за нарушение правил, по которым живёт
общество, рано или поздно человеку приходится отвечать. Для борьбы с
теми, кто ведёт себя неподобающим образом, преступает закон, есть
правоохранительные органы. Однако мало кто знает, что помимо блюстителей
закона в особо серьёзных случаях в дело могут вмешаться верховные
существа и даже вредоносные духи. Во всяком случае, так некогда считали
представители северных народов. А некоторые из них верят в это до сих
пор.
Но обо всём по порядку. У любого народа всегда существовало довольно
чёткое представление о том, как должно жить человеку: как себя вести,
какие правила соблюдать для собственной же безопасности и пользы. В
религиозных верованиях северян можно обнаружить целые полчища
вредоносных духов, грозящих нарушителю таких правил бедой.
Чукчи называли такого духа кэле, коряки – кала, нинвит, камак, ительмены
– канна и т.д. Говорили: «Нинвит – это болезнь, зараза, всякая неудача,
несчастье, тревога, схватывающая человека по тем или иным причинам».
У многих подобных духов, стоящих на страже закона, не один-два, а три и
даже четыре глаза, чтобы легче было найти себе жертву. Одинокий путник –
желанная добыча для кала. Потому, например, коряки совместные прогулки
всегда предпочитали одиночным странствиям. А если попутчика найти не
удавалось, брали с собой собаку. Самым надёжным защитником считалась
«четырёхглазая», с подпалинами над веками. Такая точно недоброжелателей
вовремя заметит и прогонит.
И в подобных народных суевериях всегда есть рациональное зерно. По
гористым тундрам, по тайге вообще небезопасно ходить в одиночку. Дикие
звери могут напасть, легко оступиться, подвернуть ногу, сорваться со
скалы. А собака и об опасности вовремя предупредит, и помощь приведёт,
если вдруг несчастье какое приключится.
Тем не менее представители северных народов предпочитали иную точку
зрения и были уверены: даже волос с головы человека не упадёт просто
так. Если со скалы срывается камень или узкая тропинка, петляющая над
пропастью, оказывается скользкой, всегда есть в этом замысел и воля
высших сил.
Потому алюторским, корякским, чукотским и остальным северным шаманам
приходилось с утра до вечера бороться с нинвитами.
Не стоит думать, что от злобных духов за проступки доставалось только
северянам. У остальных народов России тоже всегда хватало своих анчуток,
шошиг, диббуков, кузутиков, бусиэ и иже с ними. И что удивительно, в
поверьях, служивших оберегами против нечисти, у всех народов много
общего.
Любой коряк с детства знал, что во время еды нельзя громко говорить,
смеяться. В противном случае может напасть иняррувимчав-нинвит – нинвит
падучей болезни. Нельзя плевать или сморкаться в огонь: могут высохнуть
горло или нос. Множество поверий было связано с землёй, водой, громом,
насекомыми, животными, с бережным отношением к ним.
У славян грехом считалось бить землю, плевать в огонь, мочиться в воду.
Калмыки с ранних лет внушали детям: нельзя без нужды ковырять землю
(«нарушать сон земли»), осквернять воду, лить её в огонь, необходимо с
любовью относиться к домашним питомцам.
Кстати, наказание за грехи далеко не всегда распространялось только на
того, кто совершил что-то нехорошее. Славяне, например, считали, что
грешника может разбить паралич, человек может ослепнуть и даже умереть.
А в некоторых случаях карой может явиться град, потоп, мор, падёж скота,
нашествие врагов. Таким образом, за одного может ответить весь социум.
И если принять во внимание, что с помощью разных запретов заботились в
том числе и об экологии, здоровье человека, то злобные духи оказываются
не такими уж и плохими. Ведь как всегда рецепт от несчастья прост: живи
в согласии с людьми и природой, придерживаясь нехитрых правил, которые
подсказывает сама жизнь, и будет тебе счастье.
|