●
Сила шамана
Двадцать первого мая день рождения
отметил Верховный шаман России Кара-оол Допчун-оол. В честь этого в
местечке Чурек-Даш (Чалама) близ села Терлиг-Хая камлали язычники.
Нынешний обряд собрал десятки шаманов не только из Тувы, но и из других
регионов России. К примеру, приехали из Бурятии и Подмосковья. Они
задабривали духов и просили у них благополучия для жителей России,
здоровья и достатка землякам. Верующие сжигали белую пищу и участвовали
в обряде очищения.
|
Заодно с природой
Сказали, что выдвигаемся в восемь, значит в восемь! И никакого
тувинского времени! Рано утром от шаманского общества «Дух медведя» мы
отправились к месту камлания. Дороги мы не знали, так что проследовали
за машиной Верховного шамана России Кара-оола Допчун-оола. Он сам был за
рулём и довольно лихо управлял автомобилем. Настолько лихо, что даже
пробил колесо. Благо, помощников у духовного лидера язычников хватает.
Заменили быстро.
Погода не благоволила – сильный ветер и небольшой дождь омрачали
путешествие. На одном из перевалов остановились. Шаманы вышли из машин,
чтобы провести небольшой ритуал на оваа. Один из колдунов принялся
«разгонять» тучи и просить духов о безветренной и солнечной погоде. Меня
это немного позабавило: как дети! Минут через тридцать тучи рассеялись,
появилось солнце. А ветер стих. Я удивился. Неужто услышали шамана
духи?!
– Мы — воины небес! Мы — целители душ! Мы — знахари тел! А я и вовсе
шаман-бродяга! Я в гармонии с природой. Мы с ней заодно! – сказал мне
тот, кто, кажется, умеет управлять погодой.
Через два часа мы добрались до места камлания.
Не забывать свои корни
«В этих местах я родился! Это случилось 73 года назад, когда здесь,
возле этого камня, проходил обряд. В это время у моей мамы случились
схватки, и бабушка, великая чёрная шаманка, помогла принять роды», –
рассказал присутствующим Верховный шаман России Кара-оол Допчун-оол.
Гостей было много – и шаманов, и верующих. Многие дарили виновнику
торжества подарки и говорили приятные слова, отмечая положительные
качества многоуважаемого духовного лидера. Кара-оол Тюлюшевич, в свою
очередь, благословлял свою «паству», предлагая преклонить перед ним
колено. Многие сами принимали такую позу, покорно склоняя голову перед
владыкой.
«Мы очень рады, что присутствуем при таком мероприятии. День рождения
нашего уважаемого Верховного шамана – большое событие всероссийского
масштаба. У нас, в Бурятии, шаманизм развивается, как и в Туве! К
примеру, в моей семье и мама, и бабушка были шаманками, теперь эти
знания передались мне», – рассказывает потомственная шаманка из Бурятии
Светлана Доржиева.
«У меня сегодня, так сказать, посвящение в шаманы. Я очень волнуюсь.
Много слышал о Туве, о тувинских шаманах, но только сейчас удалось
приехать, увидеть Верховного шамана России и великого целителя Кара-оола
Тюлюшевича Допчун-оола, – говорит будущий шаман из Подмосковья, который
пожелал не раскрывать своего имени. – Я считаю, что забывать свои корни
нельзя, а шаманизм – это и есть наши корни, это наше прошлое, настоящее
и будущее. Все мы вышли из язычества и обязательно должны туда
вернуться».
Плеть и дым
После дифирамбов Верховному шаману России язычники приступили к обряду.
Хотя камлание и приурочили ко дню рождения Кара-оола Допчун-оола, цель
действа – задобрить духов и попросить у них здоровья для родных и
близких, благополучия для всех земляков. Также желали, чтобы мировая
зараза – коронавирус – ушла раз и навсегда.
Я наблюдал за всем происходящим со стороны, скромно фотографируя, боясь
помешать. Мне казалось, что в любую секунду могу нарушить целостность
процессии.
– Что же вы стоите? Не стесняйтесь. Подойдите ближе к шаманскому кругу,
к костру, – советует мне уже знакомая потомственная шаманка из Бурятии.
– Знаете, я лучше здесь понаблюдаю, да и вера у меня другая, – пытаюсь
вежливо отказаться.
– Если вы не знаете, что делать, то не переживайте. Просто подойдите к
шаману, он всё сделает сам. Идите, идите…
Несмело и очень осторожно крадусь. Вдруг сзади, нанеся несколько ударов
плёткой, в моё личное пространство вторгся один из шаманов. Бил больно,
но с другой стороны – появилось приятное ощущение. Массаж, не иначе!
Через несколько секунд ко мне приблизился другой язычник с тлеющим
можжевельником в руке. Начал меня окуривать. И это мне тоже понравилось.
Я расслабился, ноги и руки потяжелели. Голова перестала крутить мысли о
надуманном стеснении, о том, что на меня все смотрят, о том, что
шаманизм – не моя вера…
В общем, обряд явно пошёл мне на пользу, я это почувствовал. У меня
улучшилось и без того хорошее настроение, появилась уверенность в том,
что всё будет хорошо, а все проблемы, которые меня терзают, – какая-то
еле заметна мелочь. Эйфория что ли?!
Неязыческий аминь
Отойдя к небольшим деревьям, я погрузился в свои мысли. Думал о работе,
о семье, о том, как мне повезло. Ведь какое большое счастье – идти с
удовольствием на работу и с такими же чувствами возвращаться домой!
– А ещё вы можете загадать желание у того камня. Мы его называем
Чурук-Даш или Чалама, – вновь подошла ко мне моя знакомая потомственная
шаманка из Бурятии, которая стала моим гидом в мир шаманизма.
– Что для этого нужно сделать? Я видел, что в камень воткнуты исписанные
листочки, а у меня нет ни бумаги, ни ручки.
– Вы можете попросить у духов помощи про себя или вслух, главное —
прикоснуться к камню. И желаний может быть сколько угодно!
Обойдя шаманские камлания вокруг, подошёл к камню. Прикоснулся.
Почувствовал какую-то неизведанную силу, мощь. Кажется, что перебрал
всех родных и близких, кому желаю добра. Для кого-то просил здоровья,
для кого-то – материального достатка, кому-то загадал счастье, кому-то –
пополнение в семье. Досталось всем! И, думаю, желания сбудутся!
Кстати. Шаманизм – шаманизмом, но в конце моего спича с желаниями
невольно вырвалось: «Аминь!»
Эпилог
Наш водитель настаивает, что пора ехать обратно. Вода в реках
поднимается, путь домой может быть омрачён непроходимой дорогой.
Выезжаем. Шаманы всё ещё камлают. Им не страшен паводок. Ведь если духи
их привели сюда, то и обратно выведут. Сила предков им обязательно
поможет! |