●
Священным местам селькупов оформляют паспорта
Больше тридцати объектов в
Красноселькупском районе могут получить статус памятников
историко-культурного наследия народов Российской Федерации.
|
В этот перечень входит три священных места. И
вероятность того, что государство возьмет их под защиту, высока, считает
Ришат Рахимов, генеральный директор «Центра музейных технологий и
научных экспертиз «Музеум-Студия».
Паспортизация священных и памятных мест селькупского народа ведется
совместно с Тюменским научным центром Сибирского отделения Российской
академии наук. На данный момент выявлено и зафиксировано 34 объекта
историко-культурного наследия.
На первом этапе, как рассказал Ришат Халитович, этнографы изучают
сведения о священных местах из научных и открытых источников. Иногда
таким образом удается получить до девяноста процентов информации об
объектах. Затем организуют экспедицию, то есть натурное обследование.
Этот процесс довольно трудоемкий: необходимо зафиксировать координаты
каждого объекта, произвести топографическую и фотосъемку,
картографирование, сделать описание. На третьем этапе научный отчет
будет представлен на Ямале. Потом назначается историко-культурная
экспертиза, и будет решено, пополнится реестр памятников
историко-культурного наследия народов Российской Федерации или нет.
– Известны случаи, когда знаковые места уничтожались просто по незнанию,
иногда из-за элементарного невежества, – отметил собеседник, подчеркнув,
что когда объекты не учтены и не зарегистрированы, они, по сути,
беззащитны.
К наиболее известным священным местам Красноселькупского района относят
две Шаман-горы, одна – в устье Ширты, другая – на Лозыль-то, входящего в
систему так называемых Чертовых озер. С этим местом связаны легенды.
Немногочисленные путники, когда-либо забредавшие туда, видели на
Лозыль-то стойбище, мерцающие огоньки, слышали собачий лай и людские
голоса. Но стоило подъехать ближе – всё исчезало, как мираж.
Селькупы издревле почитают такие места, а при посещении совершают
специальный обряд. Раньше приносили в дар оленя, теперь чаще всего это
«бескровное» жертвоприношение. Даже просто проезжая рядом с этим местом,
кидают монетку или какой-нибудь металлический предмет. |