●
Эпохальное событие для шаманов Прибайкалья не состоялось
8 апреля шаманы из Иркутска,
Ангарска, Эхирит-Булагатского, Аларского, Осинского, Боханского и других
районов компактного проживания бурят собрались в большом зале ДК
«Орбита» в Иркутске, чтобы обсудить возможность объединения в сообщество
под названием «Буха Ноен». К объединению были заявлены четыре
организации, которые по факту должны были остаться самостоятельными, но
создать альянс, некое юридическое лицо, выбрать председателя – и в
дальнейшем действовать централизованно в деле сохранения и возрождения
традиций коренных народов. Но ничего не вышло, шаманы поссорились.
|
В зале ДК собралось человек триста.
Лица – разные, обветренные деревенские, холеные городские, темные,
прожаренные байкальским солнцем и бледные, русские и бурятские. Русских
в зале тоже было достаточно. И среди них тоже, оказывается, есть шаманы.
Предполагалось, что в Центральную религиозную организацию шаманов
Прибайкалья «Буха Ноен» объединятся Ангарская религиозная организация
шаманов «Вечно синее небо», иркутская организация «Байкал», «Сахилгаан»
(«Молния») — шаманы из Усть-Орды, а также организация «Бургэд» («Орел»),
куда входят шаманы из Осинского и Боханского районов.
Общественности и председателям присутствующих шаманских организаций
нужно было выразить согласие на создание новой, объединяющей
организации, затем выбрать президиум, председателя – в общем, пройти
через бюрократический процесс, который позволит зарегистрировать
новорожденного «Буха Ноена» в государственных органах и обеспечить его
легитимность. Но то ли народу в зале было много, то ли объединяющиеся
организации предварительно плохо между собой договорились - сразу
начался процесс выяснения отношений. Стороннему наблюдателю могло
показаться, что одни просто не могут понять других, запутались в
бюрократическом механизме выборов. Причем все сообщество разделилось на
две части – те, что в зале (и среди них делегаты для этого собрания), и
те, что в президиуме – председатели организаций, уважаемые люди. К
сожалению, главная неразбериха происходила в президиуме.
Пока ситуация на сцене разворачивалась совершенно средневековым образом,
в зале тоже кипели страсти. Ведь там сидели сторонники разных шаманских
организаций. И постепенно прибайкальские шаманы и сочувствующие съехали
в нишу давнего и обычного спора: где правильные шаманы, а где
неправильные, за кем больше народу стоит, за кем меньше. Шаманский съезд
превратился в битву авторитетов.
В зале по-разному трактовали ситуацию. Например, приехавшие из
Нукутского района (где, кстати, о слете шаманов широкие массы даже не
знали) выразились так: земные шаманы не хотят договариваться с
небесными. Другие наблюдатели сформулировали прагматичнее: старики не
хотят принимать молодых и саботируют объединение. Третьи посчитали, что
главы организаций пытаются «продавить» свои интересы. Четвертые
полагают, что здесь снова зашла речь о том, кто может быть шаманом – о
«правильных» и «неправильных» шаманах. Не секрет, что многие старые
представители бурятского народа считают, что духи, к которым обращается
шаман, могут услышать только представителя своего рода, обращение чужака
бесполезно, а то и вредно. Но существует и другое мнение: ведь советская
власть прервала шаманскую традицию и старые правила уже не работают,
нужно возрождение традиции в зависимости от изменившегося мира.
Факт остается фактом: шаманизм даже и в отдельно взятом Прибайкалье
такой разный, что представители разных его групп с трудом находят общий
язык. «Слет» шаманов был тому дополнительным свидетельством. Чуть было
не дошло до скандала, часть старого поколения шаманов демонстративно
покинула зал. Но те, кто остались, хотя и констатировали, что в этот раз
никакого объединения не получилось, все же выразили желание повторить –
при более четкой организации и предварительной подготовке.
|