●
Тувинские шаманы глазами чешского "магачи"
Без малого уже 20 лет чешский
фотограф Станислав Крупарж ездит в Туву. О тувинских шаманах он выпускал
открытки в Западной Европе. В журнале GEO несколько лет назад
опубликован его фотосюжет на эту же тему. Местные жители наградили его
прозвищем «магачи», то есть «людоед» — им тувинцы издревле стращали
малых ребятишек. Как его угораздило заслужить такую репутацию?
|
— В 2002 году, когда я ближе
познакомился с шаманами, мы спускались с горы, шли вдвоем. У нас не было
точной карты, мы пользовались каким-то наброском, сделанным три дня до
этого местными чабанами, и дошли к месту, где стояли юрты. Оказалось,
что в одной из них спрятался пастух, неподалеку пасший стадо, но, увидев
нас, он испугался моего вида — крупной фигуры, облаченной в шорты,
длинных развевающихся волос, с блестящими очками на лице и огромным
рюкзаком на спине, — и убежал. Он подумал, что я — мифическое
страшилище, про которое ему рассказывала его бабушка. Парню этому, надо
сказать, было 23 года, и он уже отслужил в российской армии.
— Следует сказать, что ростом вы —
свыше двух метров. Как вам удалось разубедить пастуха в том, что вы не
являетесь людоедом?
— Я думаю, что мне не удалось в этом
убедить ни его, ни многих других тувинцев, поэтому они не хотят
оставаться со мной наедине. Вообще в Туве многие, по всей видимости,
думают, что я — натовский шпион, потому что менталитет тамошних жителей
частично сформировался под влиянием тюркской средневековой культуры, а
частично — под идеологическим влиянием советского режима. В связи с этим
тувинцам трудно понять, что заставляет меня 20 лет подряд примерно два
раза в год возвращаться в Туву. Страну, которая хоть и является
прекрасной, но, с социальной точки зрения, весьма сложной.
Несмотря на то, что большую часть
времени чешский фоторепортер, находясь в Туве, фотографирует шаманские
обряды, которые начали возрождаться после распада Советского Союза,
импульс к посещению столь отдаленных для чеха мест был задан, прежде
всего, уникальностью местной природы.
— В первую очередь меня мотивировали
горы этой части Южной Сибири, восхищение этой природой и возможность
бродить целыми неделями по девственным местам, пить чистую воду из реки,
которая намного шире, чем Лабе в Пардубицах. Поэтому я, отправляясь в
горы, часто оставляю дома фотоаппарат, так как внимание при
фотографировании рассеивается, что делает меня зависимым от вещей,
которые по большому счету не столь важны. Для меня важно уже то, что я
там нахожусь и передвигаюсь по горам, где можно ходить неделями и никого
не встретить. Водопады и закат солнца я не снимаю, больше всего меня
интересуют люди и общение с ними.
За истекшие десятилетия Станислав
подружился в Туве со многими шаманами. Верит ли он в действенность магии
их обрядов?
— Я на самом деле до сих пор не знаю,
действует ли магия. Я отношусь к данным обрядам и ритуалам с уважением и
почтением, однако очень редко обращаюсь за такого рода помощью или
советом к своим друзьям из числа шаманов. У меня есть приятельница за
границей, этнограф по профессии, которая прожила в Туве год, и у нее
даже были амбиции самой заняться шаманизмом. Женщина эта начала там
доить скот, яков, и у нее завязались отношения с местным охотником,
однако она, заболев шизофренией, вернулась в Германию, так как не смогла
примирить в себе два мира.
Станислав по своей природе является
человеком достаточно рациональным. В Туву его влечет не поиск ответов на
глубоко личные религиозные и духовные вопросы. Для него шаманство —
существенная часть Тувы, связанная с ее жителями, с которыми он ежегодно
встречается, так как каждый тувинец в большей или меньшей мере верит в
силу шаманизма.
— Вообще-то я лично скорее скептичен в
этом отношении, но, когда попадаю в переплет, как это произошло
несколько лет назад — мы с моим немецким другом очутились за решеткой в
Египте, — то первым делом звоню по сотовому телефону шаманке Зое
Хомушкуевне Акаажык и прошу ее помочь. Я, например, обращался к ней за
помощью, когда с нами случались неприятности в Ираке или в Афганистане.
Она всякий раз откликалась на мою просьбу. «Побрызгаю, — говорит, —
молочком, и все уладится». И до сих пор все действительно улаживалось,
так что я не знаю, как все это происходит.
Станислав Крупарж ездит в Туву, чтобы
запечатлеть ее жителей и жизнь, которая видоизменяется, такой, какая она
есть.
— Я живу с сознанием того, что все это — в некотором роде иллюзия,
потому что трудно очертить границы того, что там является исконным
свойством, а что нет. Я фотографирую то, что больше всего люблю, что на
меня сильнее всего действует, с сознанием того, что видимое мне в
действительности никогда не исчезнет, потому как оно метаморфируется в
нечто иное, что в этой жизни мне, наверное, уже не будет близким.
— Кого вы видите в шаманах?
— Я вижу в них просто тетушек и
дядюшек, ранее работавших в колхозах и проживавших в Туве, изолированной
от России. Они до сих пор, собираясь в русскую часть, говорят — надо в
Россию съездить, а многие там так и не были. Чувство национальной
идентичности в тувинцах очень развито.
Я вижу в них чабанов и колхозников тех еще времен, и это поколение
шаманов, которым сегодня лет 60 и больше, я люблю больше всех остальных.
Они работали трактористами, руки у них мозолистые, а последние 20 лет
подрабатывают понемногу шаманством и способны смастерить колокольчики, в
которые звонят, из запчастей того же трактора, или перековать орало на
шаманское зеркало.
Ну, а потом есть еще шаманы нового поколения с планшетами. Эти мне уже
не интересны, как и Интернет-шаманизм. Меня интересуют люди, которые
живут в согласии с тайгой, с природой.
|