●
Ритуал почитания овоо занесен в Список наследия ЮНЕСКО
Овоо или обо – культовые места в
религиозной практике монголов, а также бурят, тувинцев и некоторых
других тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Обычно это
рукотворные холмы из насыпанных камней или деревья, украшенные
ленточками и флажками. Места, где возводятся обо, считаются местами
силы, с которыми связаны разного рода духи и природные стихии. Именно
поэтому они располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у
озер, на берегах рек.
Считается, что обо влияет на погоду, отвечает за урожаи, здоровье,
благополучие и другие области жизни человека и народа в целом.
|
Исторически этот культ возник у ранних
кочевников и связан с перемещениями в пространстве. В Монголии, да и в
Центральной Азии вообще всегда было много пустынных, диких и
труднодоступных мест, которые приходилось преодолевать путнику. В дороге
его подстерегало множество опасностей, начиная от буйства стихий и
кончая дикими животными. Перед тем как выступить в дальний путь,
пилигрим бросал в определенном месте камень. У многих народов в этом
регионе считается, что человек – дитя земли. Поэтому, бросая камень, он
как бы отрывает часть своего тела и жертвует его духам, чтобы они по
меньшей мере не трогали его, а лучше бы – помогли.
Согласно распространенным здесь мифам, мир имеет трехчастную структуру:
мир небес, мир земной или человеческий - и мир подземный. Все три мира
населены духами, в большинстве своем имеющими строптивый, вздорный, а
часто и злобный характер. Особенно тяжелым нравом обладают подземные
духи, именно поэтому земля почитается тут не только как утроба, родящая
все живое, но и как защита от адских сфер.
Человеку непосвященному холм обо может показаться просто кучей мусора.
На самом деле это, конечно, не так. Кроме уже упомянутых камней, тут
можно увидеть бутылки с молочной или обычной водкой, куски материи,
черепа домашних животных, а также сладости и деньги.
Бывает, что верующий проводит обряд самостоятельно, однако в важных
случаях он, как правило, обращается за помощью к шаману.
Обычно человек, принося жертву духам, немного отпивает из бутылки сам,
потом разбрызгивает водку в пространстве рядом с обо, а бутылку с
остатками оставляет тут же.
Полоски ткани, которые жертвуются обо, тесно связаны со стихией ветра.
Часто на них пишут просьбы и молитвы к духам предков и духам –
покровителям места. Считается, что когда ткань полощется на ветру,
просьба эта или молитва доносится до духов, они слышат ее и могут
исполнить.
На холме обо часто можно увидеть черепа животных, это головы баранов или
коней. Обычно их приносят в жертву в особенно важных случаях, таких, как
рождение ребенка, крупная покупка или исцеление от тяжелых болезней.
Палки или костыли на холме обо – также знак того, что при помощи духов
человек хотел или даже смог избавиться от болезней. Теперь они ему не
нужны, и он оставляет их духам.
Любопытно, что ритуал, немного похожий на этот, существует в некоторых
католических церквях в Италии, Испании, Польши. Католик, благодаря
молитве Богоматери исцелившийся от болезни, в благодарность покупает в
храме изображение больного органа и оставляет его тут же, как символ ее
торжества и могущества.
В целом, культ обо – шаманский по происхождению. Однако с течением
времени он вошел и в местные буддийские богослужения, стал их легитимной
частью. А теперь его духовное значение признано и международным
сообществом.
|