●
Культ Тенгри завоевывает популярность
Группа представителей татарской
интеллигенции обратилась к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с
просьбой построить в Казани Тэнре-йорт – святилище верховного бога
древних тюрок Тенгри (или Тэнре), чтобы «сохранить татарские обряды,
традиции и молитвы». По их мнению, «Тэнре-йорт нужно разместить в центре
Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним, размер его
должен соответствовать его назначению». От властей республики они
ожидают не только выделения участка в центре города, но и помощи в
строительстве культового сооружения.
|
Среди авторов обращения,
опубликованного 18 декабря 2014 года в казанской газете «Звезда
Поволжья», – писатель из Набережных Челнов Рафаэль Бизертинов, в конце
1990-х годов начавший первым популяризировать тенгрианство в республике.
«Да поможет нам Великий Дух Неба Тенгри – Бог тюркских народов!» –
призывал Бизертинов, выступая на II Международном тюркологическом
конгрессе в Казани в 2004 году. Еще один подписант нынешнего обращения –
старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и
исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан
Рафаэль Мухаметдинов, также являющийся членом Координационного совета
Всемирной ассамблеи тюркских народов. На прошедшем 24–26 мая 2014 года в
Казахстане Курултае тюркских народов мира он представил разработанные им
принципы «обновленного тюркского мировоззрения», среди которых «культ
уважения и почитания предков», а также «осознание тюрками себя как
одного из древнейших народов… создавших шумерскую и другие цивилизации
Евразийского континента». Об этом же Мухаметдинов писал в Facebook за
несколько дней до публикации обращения по поводу строительства храма
Тенгри в Казани: «Пусть широкие круги знают, что мы, тюрки, стали
культурными не тогда лишь, когда увидели арабов и Коран, а на
тысячелетия раньше этого, когда наши предки покоряли Америку через
Берингов пролив и помогали шумерам в их культурном росте».
Центром татарского тенгрианства стало село Камаево Высокогорского района
Татарстана, известное также как Иске-Казан, то есть Старая Казань.
Расположенная здесь «маленькая гора имеет магическую силу», утверждал
Бизертинов, потому что «по преданиям, сюда летом приезжал Бату-хан со
своей ставкой на моление Тенгри». «Начиная с 2000 года под этой горой мы
стали организовывать в июне палаточный тенгрианский лагерь «Тан Батыр»,
куда приезжали все, кто хотел подискутировать о необходимости и значении
тенгрианства, – пишет Бизертинов. – Приезжали из разных городов и
районов Татарстана, из Чувашии, Марий Эл, Карачаево-Черкесии, Якутии,
Алтая, из Азербайджана и Казахстана и т.д.». В итоге лагерь, среди
организаторов которого был один из бывших лидеров Союза татарской
молодежи «Азатлык» Рамай Юлдашев, по словам Бизертинова, «превращался в
маленький союз этнически родственных народов (мини-Орда)». Группы «Тан
Батыр» в соцсетях рекомендуют посетителям лагеря «активно участвовать в
общественном молебне и жертвоприношении в честь Кок Тенгри, а также в
культе великих предков наших народов».
Как видим, идеи возрождения тенгрианства активно продвигаются не только
в Татарстане. Так, заведующий лабораторией цивилизационной геополитики
Института Внутренней Азии Бурятского госуниверситета Николай Абаев в
июле 2014 года охарактеризовал себя в интервью Международному фонду
исследования Тэнгри как «лирическо-романтического тенгрианца», добавив,
что среди первоочередных задач поклонников этой религии – «показать, что
религия ариев и тенгрианство – это одно и то же». Абаев сожалеет о том,
что «общество пока не признало религию ариев», то есть тенгрианство.
Одновременно он говорит об имеющейся, по его мнению, «связи тенгрианства,
русского космизма и евразийства».
К «арийской теме» в последнее время обращаются ревнители древней
тюркской старины и в других странах СНГ. 28 ноября 2014 года в Астане, в
Фонде первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
прошла презентация этно-фолк-группы Arkaiym, которая выступает в жанре
горлового пения. По мнению музыкантов, такое исполнение является «самым
древним видом пения, непосредственно связанным с периодом шаманизма,
зороастризма, тенгрианства». Аркаим – это древнее городище, раскопанное
в 1980-е годы на Среднем Урале, которое поклонники оккультизма и
некоторые археологи связывают с легендарной «родиной ариев». В настоящее
время заповедник на месте раскопок превратился в место паломничества
любителей эзотерики, неоязычников и т.д. Валерий Демин, популярный в
1990-е годы писатель в жанре «русского космизма», объявил Аркаим
«русской Троей». Популярной в те же годы стала идея о том, что именно в
Аркаиме некогда жил создатель зороастризма. При въезде на городище даже
вывесили плакат «Здесь родился Заратустра!» Интересно, что название и
современной казахской группы, и фонда «Наследие кочевой цивилизации»,
вице-президент которого Абзал Арыкбаев стал одним из создателей Arkaiym,
пишутся стилизованными под латинский алфавит рунами. К аналогичным
приемам прибегают с начала 2010-х годов и славянские неоязычники. Так
же, как и русские родноверы, тенгрианцы сделали в последние годы Аркаим
местом для регулярных паломничеств. Таким образом, за древнее городище
соперничают разномастные группы неоязычников.
В России существуют уже возведенные культовые тенгрианские строения,
правда, пока только в Якутии. В сентябре 2002 года в столице республики
был открыт центр духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» (в переводе с якутского
«Дом ритуального очищения»), состоящий из трех конических зданий
традиционной якутской архитектуры (ураса). «Первая северо-восточная
ураса «Айылгы» предназначена для обучения детей национальной культуре,
вторая, центральная, самая высокая ураса «Айыы» – для проведения
ритуальных действий (для этого в центре имеется очаг), третья ураса «Арчы»
предназначена для проведения культово-обрядовых действий», – отмечается
в статье старшего преподавателя Северо-Восточного федерального института
(Якутск) Любови Колодезниковой. Статья «Возрождение шаманизма на стыке
веков» опубликована в 2011 году в «Научном журнале Кубанского
государственного аграрного университета». Тенгрианство часто относят к
разновидности шаманизма – просто Тенгри стоит выше прочих духов, с
которыми общаются шаманы. В мае 2010 года в расположенной на окраине
Якутска этнотуристической усадьбе Василия Атласова «Сата Таас» открылся
еще один храм Тенгри. Причем, что интересно, его крыши украшены не
трезубцем, как урасы в «Арчы Дьиэтэ», а крестами! Здесь чувствуется
влияние популярного в 1990-е годы писателя Мурада Аджи, уверявшего, что
знаком Тенгри был «прямой равноконечный крест».
Тенгрианство встречает поддержку и среди представителей истеблишмента.
Например, горячим пропагандистом возрождения этой религии в последние
годы стал депутат Государственной думы от Татарстана Фатих Сибагатуллин.
«Тенгрианство… исконно тюркская религия, она создана тюрками. Если мы не
вернемся к тенгрианству, то эффективного развития татарского народа не
будет», – заявил он в июне 2013 года газете «Звезда Поволжья».
В 2005 году с заявлениями в поддержку тенгрианства и даже за включение
ряда его положений в официальную государственную доктрину выступал
тогдашний госсекретарь Киргизии Дастан Сарыгулов. В этой стране апология
религии Тенгри приобретает роль даже большую, чем в тюркских регионах
России. Бывший журналист киргизской службы «Радио Свобода» Муса
Мураталиев за последние несколько лет опубликовал ряд книг, герои
которых мыслят в контексте тенгрианства. «Мать моего отца, например,
признавала тенгрианство», – заявил он в ноябре в интервью вышеупомянутой
радиостанции. Аналогичным образом и Сибагатуллин 19 сентября в интервью
изданию «Бизнес Online» рассказал, что, «его отец был приверженцем
тенгрианства, несмотря на то, что называл себя мусульманином».
На протяжении нескольких лет киргизские тенгрианцы, которых
насчитывается около 5 тыс., подают одну за другой заявки о регистрации
своих организаций в Государственную комиссию по делам религий. Последняя
из таковых имела место 11 апреля 2014 года, когда соответствующее
заявление было опубликовано в популярной газете «Вечерний Бишкек», и в
очередной раз завершилась отказом. Среди причин, например, в 2012 году в
официальном отказе о регистрации организации «Теничирлик» тогдашний
глава государственного ведомства по делам религий Абдулатиф Жумабаев
называл «недопущение угроз межконфессиональному согласию и сохранение
религиозной стабильности в республике», очевидно, предполагая возмущение
мусульман легализацией язычества.
Больше повезло якутам: в 2011 году управление Министерства юстиции по
республике удовлетворило запрос о регистрации трех местных религиозных
организаций адептов дохристианской религии «Аар Айыы итэгэлэ» («Религия
Аар Айыы») в Якутске и селах Сунтар и Хатын-Сысы. Экспертный совет
ведомства согласился признать «Аар Айыы» религией. В мае 2014 года
получила регистрацию и созданная на основе этих религиозных организаций
централизованная республиканская «Аар Айыы итэгэлэ».
|