главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

15 ноября 2017


  Путешествующие между мирами

Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом.

Шаман ("ойуун" на якутском) является посредником между божествами и духами

Инициация шамана
Шаман ("ойуун" на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.

Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое "эттэнии". Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.
Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу – хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников "на конях рыжей масти с белой полосою на морде". Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.

"Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону "..." каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде", — пишет этнолог.

Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он "рвал зубами свое тело", но не смог решиться покончить с собой и болел три года. "Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей – и съедал их". По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть", — рассказал Герасимов.

Атрибутика шамана
Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь – двери в Нижний мир или мать-землю.

"Изображение солнца и земли – эта карта путешествий шамана, – рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. – Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос".

К тому же всегда существовал определенный порядок в расположении изображений. Птицы и знаки солнца всегда располагались в верхней части костюма, тем самым сохраняя трехчастность строения мира. "Костюмы не шили просто так. Обычно шаманы видели его материалы во сне. Наутро они просыпались и говорили, что в стаде есть определенный конь какой-то масти и из него необходимо изготовить костюм. То же касалось и материалов для бубна – они подробно объясняли, на каком холме стоит береза, из которой необходимо сделать ему обечайку", – говорит Габышева.

Что касается костей, исследователь полагает, что они представляют собой первичную материю, из которого возрождается шаман. По другому мнению, они олицетворяют умершего предка – ты не можешь быть шаманом, если у тебя их не было в роду.

Бубен же являлся своего рода транспортным средством (чаще конем) для ойууна, с помощью которого он перемещался между мирами. Его изготавливали из коровьей или козлиной кожи, а колотушку и другие части бубна – из лиственницы, рога оленя или лося. Как говорят эксперты, по своей форме они могли отличаться: у шаманов из западной и центральной Якутии бубны были круглой формы, а у северных на вид они были более овальными и имели заглушку с нижней стороны. Ала ойуун Анатолий Никифоров объяснял это тем, что заглушка блокировала исходящие звуки, потому они не доходили до нижнего мира. К слову, шаманы могли делать обряды и без бубна, но часто жаловались, что нелегко ходить пешком.

Обряды шаманов и удаганов
Одним из самых малоисследованных направлений специалисты считают язык шаманской обрядовой поэзии. Они в основном работали посредством алгыс (обряда благословения) и их было достаточно много.

"Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то, перемещается ли в мирах – на все был алгыс, – объясняет профессор кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. – Хотя подобные обряды достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений. Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека: Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается распространять".
По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел общаться с богиней Айыысыт – покровительницей деторождения, кто-то с Байанаем – благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером жертвоприношения – они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник Ысыах происходит от слова "ыс" – брызгать, люди брызгали на траву кумыс, что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных шаманов не допускали до этого праздника.

К вопросу об удаганках (шаманках), многие считают, что они были сильнее шаманов мужского пола. Считается, место их силы было гораздо больше. Профессор рассказала случай с участием удаганки, произошедший в ее родном крае: "У меня на родине было две удаганки, обеих звали Фекланой, они обычно помогали при сложных родах и других трудностях. Врачей не было, потому до 1954-го года по всей местности родами занимались только они. Отец рассказывал мне только об одной из них, которая всегда была одета в белое. В 1940-ых годах одна жительница поселка осталась беременна, когда муж уехал на фронт. Рассказывают, что она никак не могла родить, и ребенок умер у нее внутри. Помочь больной позвали Феклану, которая как всегда явилась во всем белом. Я встречалась с той женщиной, ее зовут Татьяна. Она вспоминала, что болела несколько дней, а живот буквально горел изнутри. Придя на помощь, Феклана смазала руки маслом, начала греть их перед камельком и начала петь. Татьяна рассказывала, что она невероятно красиво пела, и, заслушавшись, она заснула, а когда проснулась, живота уже не было. Впоследствии женщина смогла родить пятерых детей".

Другой случай своей встречи с удаганкой рассказал доцент кафедры археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ Анатолий Алексеев. По его словам, 107-летняя шаманка заменила его больное сердце на сердце оленя:

"До этого я более двадцати дней лежал в кардиологическом отделении городской больницы, где меня лечили от последствий инфаркта. Узнав о существовании могущественной шаманки Кульбертиновой, я вылетел в Нерюнгри и оттуда доехал до села Иенгра. Она, увидев мое состояние, вызвала помощников и сказала, что рано утром будет менять мне сердце. Шаманка провела обряд и заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Главным инструментом виртуальной операции был шаманский бубен. Я не рассказывал о случившемся много лет, потому что в те времена люди могли подумать, что я сумасшедший. Да и кто мог поверить, что шаманы проводят операции, ведь в советское время мы все были атеистами, притом воинствующими. Мы не верили ни в черта, ни в бога. Советская власть почти искоренила шаманизм у сибирских и северных народов. С ним борются все мировые религии и по сей день. Для них это чертовщина, сатанизм и бесовство".

Шаманизм – религия?
До сих по ведутся споры по вопросу является ли шаманизм религией. "Я бы назвал шаманизм детством человечества, – говорит доцент кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ Федот Желобцов. – Все народы мира прошли через этот этап. Это касается и корейцев, например. Однако на данном этапе шаманизм у них больше развит, в конце года они даже вручают награды лучшим шаманам. У нас такого почему-то нет".

В основном эксперты связывают это с гонениями шаманов во времена СССР – у них отбирали атрибуты и запрещали камлать. Поэтому со времен христианизации и становления СССР в Якутия стали забывать древние умения.

"Многие забывают, что самое главное в шаманизме – это попросить, – считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Любовь Колодезникова. – Если человек проводит обряд алгыс и подключает при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи".
Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению, есть и другой способ прохождения обучения – посредством сна, сегодня это называют "неошаманизмом".

Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и традиции.
"Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на природу", – рассказывает Любовь Колодезникова.

По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая, мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее творения.

 

Вернуться назад

Айсен Протодьяконов
«YakutiaMedia»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024

       

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru