●
Путешествующие между мирами
Шаманизм, по мнению многих
исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась
почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и
преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается,
что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от
неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе
превращения людей в настоящих шаманов и многом другом.
|
Инициация шамана
Шаман ("ойуун" на якутском) является посредником между божествами и
духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести,
участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль
начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.
Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было
кромсание тела, так называемое "эттэнии". Все начиналось с тяжелой
болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали
ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и
раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей,
таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то
человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски,
и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.
Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал
случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик
Оросу – хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех
всадников "на конях рыжей масти с белой полосою на морде". Мальчик
пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на
кол.
"Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала
видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали
откладывать в сторону "..." каждый раз говоря, что это предназначается
такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди
сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки
соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким
же, как был прежде", — пишет этнолог.
Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов
довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно
его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он "рвал
зубами свое тело", но не смог решиться покончить с собой и болел три
года. "Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми
днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой
цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня
через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал,
что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из
земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей – и съедал их". По его словам,
он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в
руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть", — рассказал
Герасимов.
Атрибутика шамана
Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По
словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири
обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека.
Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца,
луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например,
обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце,
луну, прорубь – двери в Нижний мир или мать-землю.
"Изображение солнца и земли – эта карта путешествий шамана, –
рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики
филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. – Если это карта, то она
антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта
соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам
болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в
космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали
по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам
космос".
К тому же всегда существовал определенный порядок в расположении
изображений. Птицы и знаки солнца всегда располагались в верхней части
костюма, тем самым сохраняя трехчастность строения мира. "Костюмы не
шили просто так. Обычно шаманы видели его материалы во сне. Наутро они
просыпались и говорили, что в стаде есть определенный конь какой-то
масти и из него необходимо изготовить костюм. То же касалось и
материалов для бубна – они подробно объясняли, на каком холме стоит
береза, из которой необходимо сделать ему обечайку", – говорит Габышева.
Что касается костей, исследователь полагает, что они представляют собой
первичную материю, из которого возрождается шаман. По другому мнению,
они олицетворяют умершего предка – ты не можешь быть шаманом, если у
тебя их не было в роду.
Бубен же являлся своего рода транспортным средством (чаще конем) для
ойууна, с помощью которого он перемещался между мирами. Его
изготавливали из коровьей или козлиной кожи, а колотушку и другие части
бубна – из лиственницы, рога оленя или лося. Как говорят эксперты, по
своей форме они могли отличаться: у шаманов из западной и центральной
Якутии бубны были круглой формы, а у северных на вид они были более
овальными и имели заглушку с нижней стороны. Ала ойуун Анатолий
Никифоров объяснял это тем, что заглушка блокировала исходящие звуки,
потому они не доходили до нижнего мира. К слову, шаманы могли делать
обряды и без бубна, но часто жаловались, что нелегко ходить пешком.
Обряды шаманов и удаганов
Одним из самых малоисследованных направлений специалисты считают язык
шаманской обрядовой поэзии. Они в основном работали посредством алгыс
(обряда благословения) и их было достаточно много.
"Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то,
перемещается ли в мирах – на все был алгыс, – объясняет профессор
кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов
Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. – Хотя подобные обряды
достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно
специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их
от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже
они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений.
Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться
изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека:
Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще
бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается
распространять".
По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел
общаться с богиней Айыысыт – покровительницей деторождения, кто-то с
Байанаем – благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть
либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может
камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером
жертвоприношения – они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник
Ысыах происходит от слова "ыс" – брызгать, люди брызгали на траву кумыс,
что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных
шаманов не допускали до этого праздника.
К вопросу об удаганках (шаманках), многие считают, что они были сильнее
шаманов мужского пола. Считается, место их силы было гораздо больше.
Профессор рассказала случай с участием удаганки, произошедший в ее
родном крае: "У меня на родине было две удаганки, обеих звали Фекланой,
они обычно помогали при сложных родах и других трудностях. Врачей не
было, потому до 1954-го года по всей местности родами занимались только
они. Отец рассказывал мне только об одной из них, которая всегда была
одета в белое. В 1940-ых годах одна жительница поселка осталась
беременна, когда муж уехал на фронт. Рассказывают, что она никак не
могла родить, и ребенок умер у нее внутри. Помочь больной позвали
Феклану, которая как всегда явилась во всем белом. Я встречалась с той
женщиной, ее зовут Татьяна. Она вспоминала, что болела несколько дней, а
живот буквально горел изнутри. Придя на помощь, Феклана смазала руки
маслом, начала греть их перед камельком и начала петь. Татьяна
рассказывала, что она невероятно красиво пела, и, заслушавшись, она
заснула, а когда проснулась, живота уже не было. Впоследствии женщина
смогла родить пятерых детей".
Другой случай своей встречи с удаганкой рассказал доцент кафедры
археологии и истории Северо-Востока России исторического факультета СВФУ
Анатолий Алексеев. По его словам, 107-летняя шаманка заменила его
больное сердце на сердце оленя:
"До этого я более двадцати дней лежал в кардиологическом отделении
городской больницы, где меня лечили от последствий инфаркта. Узнав о
существовании могущественной шаманки Кульбертиновой, я вылетел в
Нерюнгри и оттуда доехал до села Иенгра. Она, увидев мое состояние,
вызвала помощников и сказала, что рано утром будет менять мне сердце.
Шаманка провела обряд и заменила мое больное сердце на сердце молодого
оленя. Главным инструментом виртуальной операции был шаманский бубен. Я
не рассказывал о случившемся много лет, потому что в те времена люди
могли подумать, что я сумасшедший. Да и кто мог поверить, что шаманы
проводят операции, ведь в советское время мы все были атеистами, притом
воинствующими. Мы не верили ни в черта, ни в бога. Советская власть
почти искоренила шаманизм у сибирских и северных народов. С ним борются
все мировые религии и по сей день. Для них это чертовщина, сатанизм и
бесовство".
Шаманизм – религия?
До сих по ведутся споры по вопросу является ли шаманизм религией. "Я бы
назвал шаманизм детством человечества, – говорит доцент кафедры
восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и
регионоведения СВФУ Федот Желобцов. – Все народы мира прошли через этот
этап. Это касается и корейцев, например. Однако на данном этапе шаманизм
у них больше развит, в конце года они даже вручают награды лучшим
шаманам. У нас такого почему-то нет".
В основном эксперты связывают это с гонениями шаманов во времена СССР –
у них отбирали атрибуты и запрещали камлать. Поэтому со времен
христианизации и становления СССР в Якутия стали забывать древние
умения.
"Многие забывают, что самое главное в шаманизме – это попросить, –
считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного
сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ
Любовь Колодезникова. – Если человек проводит обряд алгыс и подключает
при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как
правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи".
Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня
настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не
проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их
существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению,
есть и другой способ прохождения обучения – посредством сна, сегодня это
называют "неошаманизмом".
Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и
традиции.
"Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем
отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь
постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на
природу", – рассказывает Любовь Колодезникова.
По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая,
мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим
обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее
творения.
|