●
Чем якутские шаманы кормят духов
Коновязь, установленная якутской
делегацией в Национальном парке культуры и отдыха Тувы, далась нелегко.
Сначала надо было попросить разрешения у здешних хранителей местности.
|
Коновязь – памятник и символ
Коновязь – дело сложное. Особенно, если ее устанавливать как памятник. С
одной стороны, памятник – это проект символический и, как следует из его
названия, – памятный. С памятью все просто: приехала якутская делегация
и на память о своем пребывании, а заодно и как символ дружбы между
народами, установила некий предмет – высокий деревянный монумент. Такое
официальное мероприятие.
Но это – не вся правда. Потому что коновязь давно уже у всех кочевых
народов имеет более серьезное значение. Причем, каждый народ дает ей
несколько иной смысловой оттенок. В Туве, коновязь – связь времен, связь
поколений, символ жизни. У якутов – тоже символ жизни: «пока стоит сэргэ
- семья жива». Сэргэ – так они называют свою коновязь. И, кроме прочего,
считают ее символом мира.
Как символ жизни и мира сэргэ уже установили в 2007 году в московском
музее-заповеднике «Коломенское», в честь 375-летия вхождения Якутии в
состав Российского государства.
Но этим не ограничились. Сэргэ воздвигли во Франции, в долине Шампань.
Потом – в Америке, неподалеку от Форта Росс. А до этого - на «Стоянке
Гэсэра» над Селенгой в Бурятии.
В общем – такой памятный знак якутские делегации устанавливают в разных
местах. В идеале – на всех материках и во многих странах будут возведены
сэргэ.
Но есть и другая сторона этого действа.
Сэргэ – ритуальный и культовый знак
А вот тут уже могут быть проблемы на разных уровнях. И совсем не
официальных и государственных. Если вы хотите возвести именно свой
культовый знак, то сначала надо попросить разрешения не у сотрудников
государственных и муниципальных структур, а у духов – хранителей
местности.
Пока еще были в Якутии, как говорит шаман Анатолий Никифоров, получили
разрешение у духов. Духи Тувы – не возражали против приезда чужих
шаманов. Но вот на установление сэргэ непосредственно на месте,
разрешения пришлось просить долго.
Этим занимались сам шаман и два алгысчита. Алгысчит – это слово кажется
странным только на первый взгляд. Наше
заклинание-молитва-песнопение-благословление – алгыш. У якутов – алгыс.
Алгысчит – человек, который поет благословления. Тоже, по сути, шаман.
Как и в Туве, у них принято разжигать ритуальный костер. Но есть и
отличия. В Якутии духам в костер кладут кусочки лепешек (как и у нас),
но кроме этого – кумыс или, при неимении, водку. А вот вопрос про «белую
еду» шаманы, похоже, не поняли. Когда объяснила им, что это – молочные
продукты, например, творог и молоко, шаман даже возмутился: «Нельзя!»
Ну, не вдаваясь в подробности, примем это просто как иные потребности. И
запомним, что духи якутской земли не отказываются от алкоголя.
И другие обряды для освящения
Пока основной шаман просил у духов разрешения на установление коновязи,
женщины-алгысчиты проводили различные обряды. Окуривание дымом – почти
как в Туве. Только вот странный запах… Говорят, у них не растет артыш, и
окуривают «шаманскими травами», состав не раскрыли. Просто сказали, что
русского названия трав не знают.
Привезли с собой маленькие кусочки бересты от «якутской березы». Нужно
загадать желание, свернуть бересту трубочкой и положить в огонь.
В огонь, кроме лепешек, положили еще «шаманские травы», пряди конского
волоса и другие обрядовые предметы, которые заранее принесли в замшевом
мешочке.
После установления сэргэ – тоже некоторые обряды. А потом – хоровод. Да,
настоящий хоровод. Люди ходят по кругу, взявшись за руки. Шаманы поют
благопожелания и благословляют все. В том числе и грядущую выставку
ювелирных изделий.
Чалама в тот же день не повязали, но это тоже надо сделать.
Представители якутской диаспоры заверили, что эта коновязь не будет
забыта. Они собираются натянуть веревки, завязать на них чалама. И
проводить обряды регулярно.
Кстати, на коновязи вырезают обычно несколько бороздок для привязывания
коней. Та, которая на самом верху, – для коней жителей верхнего мира.
|