●
Обряд Сан салыр у рождения Енисея
Снова над слиянием двух Енисеев
разнеслось пение шаманов. В ночь на девятое февраля небольшая площадка
напротив Вилан стала одним из мест проведения обряда Сан-салыр
—ключевого ритуала в праздновании Шагаа.
Ночь, в которую ждали наступление
Нового года по лунному календарю, в этот раз выдалась на удивление
теплой, разумеется, если сравнивать ее с предыдущими годами. Несмотря на
ранний час, площадка в национальном парке прямо напротив того места, где
Каа-Хем встречается с Бий-Хемом, была полна народу. В центре возвышался
«шалаш» будущего обрядового костра, вокруг которого уже ходили шаманы.
Одни окуривали увесистые поленья ароматным дымом артыша, одновременно
что-то шепча себе под нос; другие — укладывали в пространство между
бревен жертвенную белую пищу, принесенную сюда гостями.
Обряд еще не начался, и все вокруг
заливал холодный «электрический» свет мощного прожектора, выхватывающий
из тьмы начало мистерии, — те шаманы, что не были заняты налаживанием
кострища, проводили для желающих обряд очищения. Все также нашептывая
таинственные алгыши, они легко стегали гостей плетью, касались темени и
лба колотушками для бубна.
— Это очень важный и древний обряд, —
рассказала Ниаля Тулуш, шаманка общества «Тос-Дээр». — Мы шаманы просим
духа огня сделать грядущий год хорошим — что бы люди были счастливы,
дети — здоровы, скот — сыт и тучен. Этот обряд также призван сохранить
все хорошее, что было в уходящем году и подготовить людей к следующему
году, дабы они могли принять только хорошее из всего того, что несет
новый год.
Когда «очищение» было закончено, над
парком, скованной льдом рекой, эхом отразившись в горах, разнесся
протяжный и глухой трубный рев. Кто-то отключил прожектор, и
единственным источником света стали маленькие «факелы» артыша в руках
нескольких шаманов, которыми они разжигали огонь Сан-салыр. Он на
удивление быстро охватил «шалаш», с каждой секундой разгорающийся все
жарче и жарче. И вот в ночные небеса устремился первый сноп искр, а
вместе с ними в унисон друг с другом зазвучали первые дунгуры. Теплый
оранжевый свет залил всю площадку и лица людей, стоявших вокруг
«большого огня», зачарованно наблюдавших, набирающую экспрессию
мистерию. Дунгуры звучали все громче, а сквозь их ритмичную, глухую и
протяжную песню все отчетливее проступали напевы шаманских алгышей. На
площадке в прямом смысле слова стало жарко.
— Я каждый год сюда прихожу, —
рассказал присутствующий на ритуале Олег Монгуш. — Моя супруга все
порывается посетить обряд, но почему-то знакомые говорят, что женщинам
нельзя. А одна шаманка мне сегодня сказала, что наоборот — сюда, как
раз, можно.
По словам Ниали Тулуш, женщинам не
рекомендуется посещать обряды, которые проводятся на возвышенностях,
например, в горах. На ритуалы же, проводимые вблизи воды, будь-то
аржааны или, как здесь, слияние рек, — пожалуйста.
— Вода — это женская стихия, —
поясняет она. — А значит, женщинам посещать данный обряд не
возбраняется. Среди шаманов, которые здесь камлают, как видите, много
женщин. И место это у слияния рек всегда было священным для тувинцев.
География праздника Шагаа ширится. В
этот раз обряд посетила делегация шаманов из-за Саян, имеющая довольно
тесные отношения с кызылской местной религиозной организацией шаманов «Тэнгри-Угер».
Среди них была и Ангелика Хель-Клейн, шаманка, приехавшая специально на
тувинский праздник из далекой Австрии.
— Туву недаром называют центром
шаманизма, — замечает председатель «Тэнгри-Угер» Светлана Бутусова. —
Именно в нашей республике ведь находится центр Азии. Планета Земля — это
живой организм: у нее есть глаза, сердце, а энергия нашей планеты
хранится в ее центре. То есть здесь. Поэтому практикующие шаманы со всей
планеты сюда едут учиться у наших.
Ее ученица Айдана Алтын-Суу из
народности саамы, северная шаманка, говорит, что учится у Светланы
Бутусовой, поскольку чувствует в себе эту потребность. Однако ее народ
утратил многие традиции шаманизма, и, чтобы восстановить их, она стала
последовательницей тувинской шаманки.
Обряд Сан-салыр, несмотря на догорающий костер и весьма поредевших
гостей, продолжался. Шаман будет тянуть свою песню до самого рассвета, и
его дунгур не смолкнет, пока на востоке не блеснут первые лучи солнца.
Именно тогда и наступит Год красной огненной Обезьяны.
— Этот год будет очень хорошим для
людей творческих и, как это говорится, быстрых на подъем, — сделала
предсказания Светлана Бутусова. — Но это не значит, что другим можно
лежать на диване и ничего не делать. Начатое в этом году дело будет
спориться. Тем не менее, должна заметить, что с деньгами в этот год
стоит быть аккуратнее: не ввязываться в сомнительные сделки, тем более
не стоит быть расточительными. Но самое главное, родившиеся в этот год
дети окажутся непоседами, знаете, такими живчиками.
После темной ночи, полной ритуалов, торжественная часть празднования
теперь уже наступившего Шагаа развернулась на площади Арата девятого
февраля в послеобеденный час. Однако народ начал собираться здесь
заранее.
С утра на площади, создавая нужную атмосферу, не переставая, играла
национальная музыка, а толпившиеся здесь люди развлекали себя народными
забавами со спортивным уклоном. Здесь, лихо набивая ногой легкий
воланчик, каждый мог попробовать себя в тевеке или показать аратскую
удаль, заарканив деревянного коня. Однако наибольший интерес и у
зрителей, и у тех, кто желал испытать себя, вызвал кодурер-даш —
состязание, уже давно полюбившееся кызылчанам и ставшее чуть ли не
обязательным элементом празднования Шагаа. Многие в тот день пытались
поднять 120-килограммовый камень, но мало кому это удавалось сделать.
— Камень не только тяжелый, но и к тому же еще и ужасно скользкий на
морозе, — объяснил свое фиаско один из участников.
По словам кызылчанина Александра Ооржака, спортивные состязания —
неотъемлемая часть празднования Шагаа. Так было во все времена.
— В Шагаа символично все, — говорит он. — Даже взять хотя бы
традиционное приветствие, которым в первый день Нового года по лунному
календарю тувинцы приветствуют друг друга. В нем отраженна связь
поколений. Старшие словно передают свою мудрость младшим прямо в руки.
То же самое и со спортом, чтобы год быть здоровым, молодые люди и все
желающие соревнуются друг с другом.
Ооржак рассказал, что в старину в Сут-Холе были богатыри, которые могли
поднять камень, весящий свыше четырех сотен килограммов.
— Теперь же такой вряд ли кто сможет поднять, — резюмирует он. — А все
потому, что была нарушена связь поколений.
Под
протяжную и глухую музыку артисты театра в буддистских масках Цам
исполнили на крыльце Национального театра ритуальный танец. Позже с
крыльца сбежали артисты, наряженные уже в костюмы животных —
покровителей разных годов, — закружив зрителей в круговороте танца,
символизирующего смену лет.
— Возрождающиеся обрядовые традиции празднования Шагаа — это возвращение
тувинского народа к своим духовным истокам, которые заключаются в
крепкой семье, добросердечии к окружающим и любви к своей родной земле,
— передал поздравительные слова Шолбана Кара-оола председатель
Верховного Хурала РТ Кан-оол Даваа. — Именно эти понятия должны стать
нашим фундаментом, гарантирующим процветание республики и всех народов,
проживающих на ее территории.
|