●
Шаманы в Бурятии поклонились каменному человеку
В Тарбагатайском районе прошёл
шаманский тайлган поклонения Бухэ-Батору. Это один из «тринадцати хатов»
(божеств-покровителей Бурятии), хозяин Селенги. Также, Бухэ-Батор
считается покровителем воинов и спортсменов, он дарует воинский дух,
укрепляет волю к победе.
|
Место его почитания – священная скала
на Омулёвке, считающаяся воплощением лика божества. Её видно сразу, если
двигаться по трассе на Тарбагатай, немного не доезжая до горы Спящий
лев. Прямо с обрыва над дорогой возвышается скала, напоминающая сидящего
на троне человека. Каменная фигура издревле считалась сакральной, веками
тут проходили камлания. В советские времена традиция прервалась,
возобновившись лишь с 2010 года, когда шаманы общества «Тэнгэри» снова
обнаружили святыню. Бухэ-Батор – мужское «место силы», женщинам
приближаться к скале не рекомендуется. Зато сюда часто приезжают
сотрудники силовых структур, известные спортсмены. Проводятся ритуалы,
чтоб попросить удачи, помочь выиграть соревнования.
- К сожалению, после выигрыша люди обычно не догадываются вернуться,
чтоб поблагодарить Бухэ-Батора – говорит шаман Борис Дашицыренов,
руководивший обрядом.
Обряд проводило объединенные «Тэнгэри», участвовали также шаманы из
Москвы и Томска. Районные власти обеспечили безопасность мероприятия,
прислав пожарную машину.
Местом, по обыкновению, был обратный склон придорожной сопки, за спиной
каменного изваяния. По традиции, было сооружение священной берёзовой
рощи, жертвоприношение бараном и ритуальной пищей, сеансы шаманского
транса, когда в тела шаманов вселялись призываемые божества. Какая бы ни
была погода, в момент сошествия «хатов» странным образом всегда
начинается сильный ветер. Прихожане могли испросить благословления у
спустившихся тэнгэринов, поклонившись, назвав своё имя и получив по
спине удар ритуальным посохом-бардыком. В конце тайлгана берёзовую рощу
и хадаки сжигают на костре, затем шаманы и прихожане просят удачи и неба
и четырёх сторон света.
Среди пришедших на обряд можно было видеть людей разной национальности,
и даже разного вероисповедания.
- Я военнослужащий, и мне близок этот обряд укрепления воинского духа –
сказал русский мужчина в камуфляже, с татуировками спецназа – Я
православный, но считаю, что Бог един, поэтому я здесь.
|