●
Эмниг Сагаан ноен
Обряд поклонения
Эмниг Сагаан ноену, который традиционно проходит в августе, состоялся в
Иркутске на берегу реки Иркут. Подобные молебны уже прошли на берегах
рек Ангара, Тунка, озера Байкал. На Иркуте собрались более 20 шаманов из
Иркутской области (шаманская организация «Байкал»), Забайкалья, Бурятии
(организация «Тэнгэри»), США, Доминиканских островов.
|
Бубны, колокольчики, тотемы
Проводимый обряд направлен на возрождение древних бурятских традиций и
обрядов. Поучаствовать в поклонении богам могли все желающие, возрастных
ограничений не было.
На поляне, где проводился обряд, была установлена символическая
ритуальная роща. В землю вкопали березовые деревья, украшенные лентами,
платками со сложной символикой. Тут же были установлены флаги «Байкала»
и «Тэнгэри», флаг Иркутской области и стяг Белого орла – родовой тотем
булагатов.
На специально установленных помостах были развешены шаманские костюмы –
синие дэгэлы (халаты), украшенные лентами, символами, подвязками, каждая
их которых имеет свое ритуальное назначение. Тут же висели большие бубны
и шаманские шапочки. Процесс получения шаманского костюма и атрибутики
разделен на степени посвящений шамана, которые находятся в строгой
последовательности и сопровождаются определенными обрядами.
Первое посвящение в шаманы называется «шанар». Перед обрядом
новоявленный шаман получает право надеть на себя сперва дэгэл, потом
майхабши – шапку со шторками, которые закрывают глаза. По мере
дальнейшего посвящения облачение шамана прирастает все новыми
атрибутами. Главный из них – бубен (хэсэ), символизирует собой
Вселенную.
Задолго до проведения обряда на отведенном для зрителей месте собрались
зрители. Среди них были как верующие из УОБО (Усть-Ордынский Бурятский
округ), так и праздные туристы из Германии и Санкт-Петербурга, невесть
как сюда попавшие. Доброжелательные немцы смотрели на экзотику с
нескрываемым обожанием. Хипповатые питерцы на молебен приехали босыми, в
знак уважения к предстоящему действу. Паломник из Украины Сергей Чехо
отметил, что он пока не шаман, а лишь приобщается к традициям. В
Иркутске украинец впервые, покорен Байкалом и гостеприимством иркутян.
Те, кто прибыл помолиться за родных и близких, привезли в дар богам чай,
молоко и сладости. По бурятским обычаям, если все это пожертвовать
богам, то в доме всегда будут эти продукты. Участники мероприятия,
заплатив символическую сумму, могли попросить шамана прочитать молебен
для членов своей семьи, друзей и знакомых, список имен нужно было
написать на бумаге. Семья Александра Мухтанова прибыла из поселка
Усть-Ордынского. «Приехал просить семье благодати, благополучия,
здоровья», – пояснил Александр.
Территорию, где проводился молебен, огородили специальными лентами.
Организаторы обряда пояснили журналистам, что проходить между
ритуальными столиками лучше не стоит.
На столиках было разложено угощение богам, рядом стояли свечи, посохи,
колокольчики, тотемы.
Нелегкая доля шамана
Артем Башинов – шаман из Боханского района, рассказал, что Эмниг Сагаан
ноен дарует всем богатство и материальное благополучие, считается у
бурят небесным казначеем, покровителем торговых людей, финансовых
магнатов, обогащает казну государства, семьи. А потомки небесных богов
охраняют Байкал, а также оберегают и защищают всех людей, живущих в
Сибири и на Дальнем Востоке, дают силу, счастье и благополучие.
– Хозяин Иркута – один из 13 хатов – верхних нойонов мира, – рассказал
Артем. – Всем нам важно жить в гармонии с природой. В старину буряты так
и жили – не рубили когда не надо лес, не загрязняли рек, не
потребительствовали. Символизм подношения хозяину Иркута заключается в
том, что мы молимся в итоге за город Иркутск, за всех его жителей.
Сам Артем, в недавнем прошлом обычный молодой человек, как оказалось, –
шаман в восьмом поколении.
– Как вы узнали о своей предназначенности?
– Человека накануне его посвящения преследует «шаманская болезнь». Это
приступы заболевания, характеризующегося ночными кошмарами, во время
которых больного посещают различные духи и заставляют шаманить, угрожая
смертью или тяжелыми состояниями. Неясные видения, фантомные боли,
символические знаки терзают человека. Я болел два года, безрезультатно
лечился. Случайно оказался на родовом обряде, где мне прямо сказали – ты
должен стать шаманом. Так я подошел к обряду посвящения.
– Что изменилось в вашей жизни?
– Я перестал принадлежать себе, потому что принадлежу людям.
– Чего нельзя делать шаманам?
– Как и всем обычным людям – нельзя вести асоциальный образ жизни. Шаман
должен быть примером, должен знать историю своего рода, легенды, песни,
предания, передавать детям, чем жили их предки.
Среди тех, кто готовился к обряду, были 11 женщин-шаманов.
Ирина Танганова – шаманка из Улан-Удэ, поделилась, что приняла шаманский
дар по бабушкиной линии, камлает и по-белому, и по-черному. Женщина
пояснила – шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к
верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам.
Сама Ирина готовилась камлать по-белому – на здоровье, долголетие,
достаток.
– В старину такие обряды проходили три–четыре дня. Это, конечно,
нелегкое испытание. Но наша заповедь – чем больше отдаешь, тем больше
получаешь.
– Нам никто не завидует, очень тяжелая участь, – поддержала коллегу
шаманка из Улан-Удэ Эльвира Савенкова. – Работу свою делаешь, потом
болеешь, пластом лежишь. Если вполовину работаешь – потом так тебе
прилетит, не зарадуешься. Так что отдаваться нашему делу надо полностью.
Своим детям такой участи мы не желаем. Не мы ее выбрали, а она нас.
О том, почему надо непременно следовать зову предков, рассказал Алексей
Хамаев, шаман из Осинского района. В шаманском племени он состоит два
года. Говорит о себе – в жизни были большие испытания, был свой бизнес,
трудные пути становления, сложные поиски себя.
– Знаки мне были – попадал в такие аварии, что МЧСовцы удивлялись – как
живой остался? Если предки тебя назначили, надо этому следовать, Люди,
сойдя с жизненного пути, остаются без вектора, теряют себя. А наша
задача – гармонизировать этот мир.
Общение с тонким миром
Руководитель религиозной шаманской организации «Байкал» Виталий Балтаев
рассказал, что с минуты на минуту ждут прибытия группы под
предводительством шамана из Доминиканской республики маэстро Мануэля. Он
должен приехать в сопровождении шаманов и паломников из Польши, США,
Украины.
Начала обряд Лариса Гармаева – заместитель руководителя шаманской общины
«Тэнгэри». Она поприветствовала собравшихся и пожелала всем чистых
помыслов.
– Пусть все, что вы задумали-свершилось! – провозгласила шаманка.
Валерий Балтаев приветствовал гостей от имени иркутян.
Участники обряда встали полукругом, называли свои роды, кланялись,
прижимая руки ко лбу. За спиной некоторых стояли помощники.
В раскаленном от зноя воздухе ни один лист не колыхался на деревьях. Но
когда началась коллективная молитва, непонятно откуда налетел ветер.
Перед молитвой шаманы окурили столы с подношениями. Началось
коллективное камлание, шаманы надевали костюмы. Несмотря на жару, все
они были в сапогах, плотных дэгэлах и шапках, скрывавших лицо.
Помощники брызгали духам молоко и водку. В ход пошли колокольчики.
Зрители под звуки камлания мерно раскачивались, сидя на траве. Нестройно
били бубны, трепетали, но не гасли на ветру свечи. Шаманы все больше
отдалялись от публики, погружаясь в видимый только им тонкий мир духов.
Ритмы становились чаще, прерывались гортанными выкриками, участники
молитвы вставали и кланялись невидимым духам. К молебну присоединился
маэстро Мануэль со своей свитой. Ритмично раскачиваясь, женщины в
длинных юбках напевали молитвы, постукивая ритуальными погремушками. Сам
маэстро – красивый старик в чудесной шляпе, отделанной бисером, был
сосредоточен и невозмутим. Молитва гостей-иностранцев больше напоминала
выступление этнических музыкантов – их молитвенные традиции существенно
отличаются от сибирских. Но молились они о том же – о благополучии всех
сущих, мире, любви и гармонии.
Ритуальная роща ждала обряда «оживления». После коллективной молитвы,
продолжавшейся около часа, шаманы обошли рощу кругом и помолились уже
непосредственно ей. И это не случайно. В космологии народов Сибири
Вселенная по вертикали делится на три мира – верхний (небесный), средний
(наземный и водный) и нижний (подземный). А деревья объединяют все три
мира.
Для подношения духам был приготовлен жертвенный баран. По завершению
молитвы в роще участники обряда повязали на ветки деревьев ритуальные
платки, ленты, символы пяти животных. В середину деревьев поместили
импровизированные гнезда с яйцами птиц.
А потом дружно заполыхал костер, и ритуальная роща под звуки молитвы
погибла в очистительном огне. И казалось, все плохое ушло вместе с ней.
|