●
Небесные врата открыли шаманы Иркутской области
О благополучии всех
живых существ попросили духов во время традиционного весеннего обряда
потомственные шаманы.
|
С древних времен до
сегодняшнего дня основой бурятской культуры являются сразу две религии –
шаманизм и буддизм. Поклонников у обоих течений много и зачастую
верующие исповедуют две религии одновременно, периодически посещая и
православные церкви. Сибирь в этом смысле совершенно демократична, народ
здесь не без основания полагает - во что бы сосед не верил, лишь бы
человек был хороший.
Вот и нынче на обряд открытия небесных врат на берегу реки Иркут
собралось больше количество людей. Одиннадцать шаманов одновременно
прочли молитвы и пообщались с собравшимися.
Во время весеннего обряда-тайлагана шаманы молятся просыпающими духам. В
шаманизме считается, что они пробуждаются именно весной, вместе с
природой. Миссия шамана – задобрить духов, которые, по поверьям, могут
не только приносить удачу, но и вредить человеку.
Обряд традиционно проводится на берегу реки. На этот раз местом камлания
стал берег Иркута, сразу напротив берега центральной части города. Для
открытия небесных врат много не надо, для жертв духам используются
молодые березы, баран и белая пища.
Перед началом обряда шаманы устраивают из четырнадцати срубленных
молодых берез специальную рощу, вкапывая стволы в землю. Ветви деревьев
украшают красно-желтыми и бело-синими лентами, которые символизируют
богатство – золото и серебро. Призванные во время общей молитвы духи
спустятся на ветви этих деревьев, чтобы принять дары.
Бурятский шаманизм отличается особой верой в присутствие неосязаемого
мира. По их представлениям, пробудившиеся божества смогут выполнить
просьбы, даровать здоровье и успех в делах. Главное – хорошенько
попросить. Именно поэтому для духов накрывают богатый стол, веря, что
угощения смогут умилостивить даже самых вздорных.
Среди угощения можно найти традиционную «белую» или «чистую» пищу, такую
как молоко, творог, масло. На праздничном столе-тахиле должно стоять не
менее девяти видов молочных кушаний. Традиционно духов угощают и
народными бурятскими блюдами. Например, к праздничному столу непременно
подают саламат – оригинальное блюдо, сделанное из коровьего масла,
сметаны, муки и соли. На вкус – очень специфичный и жирный продукт,
похожий на творог, плавающий в масле. Но духам, судя по всему, саламат
очень даже по вкусу.
Также в дар невидимым покровителям можно принести чай, конфеты и
печенье. Но и это не все. От огненной воды ни один дух тоже не
откажется. Как этот напиток действует на неосязаемый мир, шаманы не
говорят, однако из-за дурного действия на верующих, многие шаманисты и
буддисты сейчас пытаются искоренять привычку приносить на религиозные
обряды это вредный сорокоградусный продукт.
Поклониться невидимым покровителям приходят не только буряты. На каждом
обряде можно встретить много русских. Культура, верования и традиции
двух живущих бок обок народов давно уже тесно переплелись. Надо сказать,
что и для шаманов абсолютно не важно, какой человек пришел и к какой
конфессии принадлежит. Главное, чтобы он пришел с почтением и миром.
Чтобы духи благосклонно приняли угощение и спустились к шаманам, в дар
приносится красивый монгольский шелк и предметы одежды. После обряда
какой-то из духов наверняка будет щеголять в красивой шелковой рубахе,
подаренной одним из участников тайлгана. А уж в цветные хадаки – широкие
шелковые пояса, которые принесли в этот день с собой гости праздника,
можно нарядить весь божественный пантеон.
К слову сказать, сами шаманы для обряда надели свои лучшие одежды. По
традиции это дэгэлы - халаты, глубокого синего цвета, символизирующие
Вечное синее небо. На время ритуала голову каждого шамана украшает шапка
со свисающими полосками кожи или лент, чтобы прикрывать лицо. На шапке
же нарисован глаз, именно через него, по поверью, на мир смотрит
вселяющийся во время шаманского транса онгон – родовой дух.
«Сегодняшний обряд символизирует единение небес и земли, пробуждение
земли и наступление лета, - прокомментировал шаман Виталий Балтаев, -
Когда закончится обряд, духи спустятся и скажут нам, приняли ли они наши
дары, а мы пошлем им жертвенного барана».
Облачившись в костюмы и взяв бубны, шаманы призывали Великих и Родовых
божеств. По условиям обряда, женщины при этом должны сидеть справа от
шаманов, а мужчины слева. Камлание в этот раз продолжалось почти 5
часов. Наблюдать за действиями шамана всегда интересно и немного жутко.
Под звуки бубна, входя в транс, он вдруг вскакивает с места и начинает
говорить абсолютно чужим голосом, на старинных бурятских наречиях. В
этот момент к шаману начинают подходить люди и спрашивать совета у
онгонов – родовых бурятских божеств, что вселяются в тело шамана.
Если даже вы закоренелый скептик, вы в любом случае получите мудрый
совет. Главная идея шаманизма – в гармонии человека с природой. Шаманы
говорят, что любые трудности – лишь отражение того, что человек уверовал
в идею своего превосходства. Мы отделяем себя от остального живого мира,
в то время как именно природа дает все необходимое для проживания на
планете.
|