●
Бийские кумандинцы провели обряд испрашивания плодородия "Коча-кан"
В минувшие выходные
кумандинцы Бийска возродили свой старинный обряд испрашивания плодородия
"Коча-кан". Национальный праздник провели в посёлке Нагорный - месте
компактного проживания кумандинцев, которому в этом году исполнилось
пять лет.
По поселку прошел
ряженый Коча-кан с помощниками. Они останавливались в каждом дворе и
окропляли усадьбы кумандинцев, распевая обрядовые песни на национальном
языке. Женщины в это время готовили угощения для жителей и гостей
поселка. Национальная кухня была представлена в самом широком
ассортименте: отварное мясо, лепешки, ватрушки, сладости.
На кумандинском празднике с концертом выступила этнофольклорная группы "Айрычак".
Мероприятие завершилось дегустацией национальной кухни, сообщает
пресс-служба мэрии Бийска.
Справка
Коча-кан (Кочуган) — в мифологии алтайцев — божество, дух, обитающий на
одном из слоёв неба (первом или седьмом). По одной версии, это распутный
человек, который за свои грехи был заброшен на небо одним шаманом. По
другой версии, он был блудливым шаманом и забрался на небо, спасаясь от
врагов, где и остался. С образом Коча-кана связан осенний праздник.
Осенью, после уборки урожая из зёрен ячменя готовили яство (позо) для
кропления духу-хозяину двери Караш-бию и Коча-кану с просьбой дать
благополучие и здоровье семье, приплод скоту.
Коча-кан, спускаясь на землю, воплощается в кама или человека, одетого в
берестяную маску и берестяную остроконечную шапку, и устраивает игры,
которые отличаются разудалой весёлостью. Его сопровождает шумная толпа,
состоящая из молодых парней, мужчин и ребятишек. Вместе они поют песни о
любви, собирают пожертвования от жителей. Женщины старались прятаться от
игры в Коча-кана.
Празднество продолжалось в течение 2-3 дней. Вечером, когда заканчивался
праздник, участники шествия делили между собой съестные припасы.
|