●
Проклятие «Золотого человека»
В Казахстане захоронят останки третьего найденного в республике «Золотого
человека», мужчины из высшего сословия саков, чей скелет покоился в
одном из курганов Шиликтинской долины.
|
Предать земле сакского
«царя» требовали местные жители, уверенные, что раскопавшие могильник
археологи навлекли на них проклятие древнего духа. В последние годы
селяне активно привлекали к решению этого вопроса местные власти и дошли
даже до министерства культуры, которое порекомендовало ученым
прислушаться к просьбе населения. Представители ученого сообщества
подчинились, заявив, однако, что речь идет об обыкновенной провокации.
Останки вождя саков — кочевых племен, населявших территорию современной
Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана в первом тысячелетии до
нашей эры, — были обнаружены в Шиликтинском кургане в 2003 году. Этот
курган расположен в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области и
входит в состав так называемого «царского» могильника — кладбища родовых
и племенных вождей. По оценкам ученых, находка датирована VIII-VII
веками до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что территорию
Восточно-Казахстанской области в то время заселяли аримаспы («прекрасноконные»).
Упоминания о них содержатся в отчете об экспедиции, предпринятой
Аристеем из Проконнеса в середине VII века до нашей эры. «Многочисленные
и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый
из них имеет один глаз на прекрасном челе. У них косматые волосы, и они
самые могучие из всех мужей», — писал он. Единого мнения о происхождении
сказочных черт аримаспов до сих пор нет.
Казахстанские археологи регулярно находят так называемые «золотые
гробницы», где захоронены племенные вожди саков. Первый «Золотой
человек» был обнаружен в 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты.
Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не
установлен. В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений,
выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и
головной убор. Вторым найденным в Казахстане «Золотым человеком» принято
считать сарматского вождя, останки которого находились в кургане
Аралтюбе (он был вскрыт в 1999 году). «Золотой человек» на крылатом
барсе является одним из национальных символов Казахстана.
Экспедицию, во время которой был найден третий «Золотой человек»,
возглавлял доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии и этнографии Казахского национального университета Абдеш
Толеубаев. Под его руководством могильник вскрывали ученые и
студенты-археологи из Алма-Аты и Семея (Семипалатинска). Под нижним
слоем восьмиметрового кургана, выложенном из бревен лиственницы, они
обнаружили останки мужчины в золотом облачении (отсюда и название
«золотой человек»). Там же были найдены драгоценные украшения, которые
он предположительно носил при жизни, в частности — пятиконечная звезда,
символизирующая власть.
Могильник был частично разграблен, поэтому исследователям пришлось
реконструировать одежду усопшего. Сам он был назван «сакским царем», что
подчеркивало его особый статус (титул «царь» ученые используют с
осторожностью, так как он подразумевает существование централизованного
государства, которого в VIII веке до нашей эры в Шиликтинской долине,
скорее всего, не было). Останки «Золотого человека» извлекли из гробницы
и передали для изучения в Институт истории и этнологии в Алма-Ате.
Жители Зайсанского района, в котором проводились раскопки, сначала вроде
бы не возражали. Однако спустя несколько лет объявили, что после
извлечения праха сакского царя из гробницы в Шиликтинской долине начали
происходить необъяснимые вещи. «Погода страшно изменилась. Зимой вообще
снегопад, бури. Теперь у нас давление», — цитировали казахские СМИ слова
одной из жительниц села Шиликты Айдурии Кумписовой. Кроме того, люди
стали жаловаться на плохой урожай и постоянные головные боли. В
последние годы, по их словам, ситуация ухудшилась, в селах начали
рождаться слабоумные дети. Из жителей района была собрана инициативная
группа, которую возглавил некто Айдын Егубаев, переехавший в Алма-Ату.
На протяжении последних пяти лет активист обращался за помощью в
различные инстанции, в том числе, правящую партию «Нур Отан» и
правительство. «У нас в 2009 году произошло наводнение, 35 домов снесло.
После этого один год — засуха, один год — скот погибает. Два года подряд
наводнения. Это аксакалы связывают с раскопками», — утверждал он.
Егубаев требовал вернуть в Шиликтинский курган останки сакского царя,
чтобы не допустить еще большей напасти. «По Казахстану уже катаклизм
идет везде. Это все связано с духом человека. Это не только здесь. В
прошлом году в «Бесобе» Карагандинской области что произошло, сами
знаете. Это тоже связано, там такие раскопки делали», — рассказывал он.
Речь идет о некогда элитном микрорайоне «Бесобе» в Караганде, который
сейчас сносят и в котором регулярно погибают или травмируются рабочие.
По данным местных СМИ, власти города всерьез озаботились этим вопросом и
даже обратились к подрядчикам с просьбой пригласить священнослужителей и
«почистить негативный участок», а одна из строительных фирм на всякий
случай принесла в жертву барана.
Казахстанские исследователи скептически отнеслись к жалобам жителей
Шиликтинской долины. Археолог Зейнолла Самашев, в 2001 году
участвовавший в раскопках Берельских курганов в восточном Казахстане,
назвал разговоры о проклятии царя саков «провокацией чистейшей воды». По
его словам, подобные слухи везде преследуют археологов, ученых
умудряются обвинить даже в глобальном изменении климата.
Однако пятилетняя бурная деятельность Егубаева не осталась незамеченной.
На днях старший научный сотрудник Института истории и этнологии Айнагуль
Исмагулова сообщила, что останки шиликтинского «Золотого человека»
согласились захоронить 30 июня по просьбе, поступившей из министерства
культуры. Исмагулова подчеркнула, что на такой шаг ученые пошли в виде
исключения. «Если мы всегда будем закапывать то, что мы раскапываем, у
нас ничего не останется. В этих останках содержится важная историческая
информация. Она по своему объему намного больше, чем письменные
источники», — добавила она. Исследователи оставили за собой право в
случае необходимости продолжить изучение праха сакского царя, потребовав
от организаторов захоронения обеспечить доступ в гробницу.
Ситуации, когда жители тех или иных регионов требуют вернуть
исторические находки, случаются повсеместно. Так в свое время была
возвращена в Горно-Алтайск знаменитая мумия «принцессы Укок», найденная
на одноименном плато 20 лет назад. Регион неоднократно требовал ее
возвращения, этот вопрос встал особенно остро после землетрясения
магнитудой 7,6, которое произошло в Горном Алтае в 2003 году. Местные
шаманы предупреждали, что если мумия не окажется на родине, всю Россию
ждет страшная катастрофа.
В Казахстане, где в последние годы активизировались раскопки сакских
курганов, подобные предостережения звучали не единожды. Правда ни
ученые, ни местные власти раньше к ним не прислушивались. Еще в 2010
году руководитель экспедиции института археологии имени Маргулана Арман
Бейсенов, изучавший могильник Талды-2 в Кентских горах (Центральный
Казахстан), рассказывал о вынужденной просветительской работе на местах.
Жители сел делегировали к археологам аксакалов, которые требовали «не
бередить дух предков». Ученым приходилось разъяснять им суть своей
работы, после чего раскопкам, как правило, никто не препятствовал.
Известны случаи, когда участники экспедиций сами говорили о том, что
становились свидетелями паранормальных явлений. В мае этого года
археологов удивило резкое изменение погоды при вскрытии гробницы «сакской
принцессы», обнаруженной при реконструкции дороги в Уржарском районе
(Восточный Казахстан) — в солнечный день внезапно началась буря, а затем
и ливень. Участвовавший в раскопках научный сотрудник Амантай Исин
рассказал, что когда его коллеги чистили скелет, подул сильный ветер.
После того как кости накрыли консервационной пленкой, все стихло. «Ее
(принцессы) гнев отошел, все успокоилось, и мы тоже обрадовались», —
добавил он.
|