●
О чем говорят шаманы
В Осе на прошлой
неделе прошло собрание общественной организации шаманистов «Бургэд». На
важное мероприятие прибыли делегации из Улан-Удэ, Иркутска и Бохана.
Шаманам предстояло обсудить ряд важных вопросов, основной из которых —
провести выборы нового председателя — решили в самом начале собрания.
Спас Спасов из Ирхидея
Мало кто из обывателей знает, что шаманская организация имеет строгую
структуру. Люди, входящие в ее состав, постоянно проводят различные
мероприятия. Отчет о проделанной работе за прошлый год представила
председатель ревизионной комиссии Надежда Цыпылова.
Участие в круглых столах, различных встречах по воспитанию молодежи, по
сохранению и развитию бурятской культуры, подготовка и проведение
тайлаганов, поездка на Ердынские игры, выезды на молебны в поселения
района и за его пределы — вот далеко не полный перечень мероприятий,
которые проводились в 2011 году. Сразу после отчета приступили к
избранию председателя общины «Бургэд». Но вначале почтили память
умершего недавно председателя Игоря Олзоева. Иван Хамгушкеев, который
исполнял на собрании роль председателя, предложил кандидатуру Спаса
Спасова из Ирхидея. Противников предложения не нашлось. Заместителем был
избран Иван Хамгушкеев. Была избрана и ревизионная комиссия.
Диалог собравшихся
Затем перешли к выступлениям. Говорили о том, что радует и что огорчает,
о планах на будущее. Председатель правления духовного центра шаманов «Бодархан»
Павел Имеков предложил совместно проводить обряды. Летом планируется
провести тайлаган в Тарасе Боханского района.
— Нам нужно объединиться и дружить. При проведении обрядов надо
советоваться, чтобы избежать ошибок. Это поможет взаимному духовному
обогащению. Ведь задача — это помогать людям, направлять и рассказывать
о традициях шаманизма. Надо ограничить употребление водки. Пьяные не
должны присутствовать на тайлаганах, — говорит Павел Имеков.
Виталий Балдаев, секретарь Совета бурятских общин Прибайкалья, поддержал
предложение объединяться.
— Все представители бурятского шаманизма живут в Прибайкалье. Все одного
рода — булагатского. Водку при капаньях нужно заменить тарасуном, как
это делали наши предки, — говорит Балдаев. Говорили и о воспитании
молодежи. Директор Боханского филиала БГУ Виктор Мантыков сообщил, что
при Боханском филиале открыт центр по научному изучению шаманизма,
руководителем центра назначена Надежда Цыпылова. Виктор Мантыков в своем
выступлении говорил о необходимости переиздания книг Сергея Петровича
Балдаева и Николая Матвеевича Хангалова.
Но и молодежь не осталась в стороне от обсуждений. Артем Башинов из рода
Шаралдай — самый молодой шаман из присутствовавших на собрании.
— Многие считают, что молодежь не может быть шаманами. Но не мы решаем,
кому быть шаманом. Я прошу от лица молодежи: вы авторитетные люди не
только в своем роду, но и на селе. Поддержите нас, молодых! — обратился
он к собравшимся.
Выступавшие сошлись во мнении, что нужно создать площадку для дискуссий.
Николай Хамгушкеев из Горхона — практикующий шаман. В вопросах шаманизма
он придерживается традиционных взглядов. Знание и опыт, по его мнению,
нужно черпать на родной земле — от своих предков, от стариков, которые
сохранили в памяти местные обычаи и традиции.
— Не надо моде поддаваться. Не дай бог принести обычаи с другой
местности! От нас тогда ничего не останется, — считает шаман из Горхона.
Шаманизм наших дней
После собрания известный в Осинском районе практикующий шаман Иван
Хамгушкеев согласился ответить на несколько вопросов.
— Иван Хангалжинович, почему выбор председателя общины «Бургэд» пал
именно на Спаса Спасова?
— Семья Спасовых имеет шаманские корни. Отец Спаса Алексеевича, Алексей
Тарасович, был шаманом. Мать, Людмила Афанасьевна, занималась гаданием.
Их знали и уважали не только ирхидейцы, к ним за помощью приезжали люди
издалека. Спас Алексеевич — начинающий шаман, он не прошел еще процедуру
посвящения, но мы уверены, что пройдет. Он не единственный из рода, кто
продолжил дело предков. Его сестры, кстати, тоже занимаются гаданием.
— Сколько в Осинском районе практикующих шаманов? И почему в одной
местности их много, например в Бильчире, Ново-Ленино, а в другой нет?
— У нас в районе насчитывается около тридцати шаманов. В Усть-Алтане,
Кахе, Бурят-Янгутах есть дедушки, которые капают только своему роду. Но
на годовые капанья они приглашают посвященных шаманов.
— Николай Хамгушкеев из Горхона считает, что обычаи шаманизма в данной
местности должны сохраняться и передаваться из поколения в поколение, не
смешиваясь, не объединяясь с обычаями других территорий. Вы как
считаете?
— Мы хотим, чтобы сохранялись именно местные традиции. Люди, которые
давно у нас не проживают, не владеют местными обычаями шаманизма,
например Горхона или Улея. В каждом улусе, в каждой долине есть свои
традиции, свои предки, которым поклоняются жители данной местности.
— Молодой шаман Артем Башинов сетовал на то, что многие не оказывают
должного внимания и уважения молодым шаманам. А раньше были шаманами
25-летние молодые люди?
— У нас говорили: чтобы шаманом стать, надо, чтобы у человека дети,
внуки были. Но самое главное — шаманами становятся не по своей воле, а
по воле духа, вселяющегося в шамана, то есть он является избранником
духов. Наверное, от возраста это не зависит, но человек, получивший
такую ответственную ношу, должен понимать: сделаешь что-то не так —
навредишь и себе, и своим детям, и внукам. Когда человек берется за это,
он должен знать меру ответственности, которая возложена на него.
— Бывает ли так, что человек играет роль шамана без благословения свыше?
— Бывает. Это большой риск для человека, для всего его рода. Ведь
последствия могут сказаться через поколения.
— Шаманизм наших дней отличается от того, которому следовали наши
предки?
— Главное в шаманизме — боготворение сил природы и умерших предков, вера
в богов и духов, а шаман призван как-то влиять на них для привлечения
благополучия и предотвращения беды. Эта основа религии сохраняется и по
сегодняшний день. Но раньше капали тарасун, сейчас перешли на водку. И
иногда, к сожалению, злоупотребляют этим. Главным молебном был и
остается тайлаган. Это большое коллективное капание. Раньше они
устраивались с конца мая до конца октября. Сейчас проводятся редко.
Хорошо, если раз в год. В них не все участвуют, поэтому стало больше
семейных, родовых капаний.
— У нас есть женщины-шаманки. Они были раньше?
— Есть, но их очень мало. Женщине сложнее проводить обряды. Им нельзя
заходить в кузницу, когда капают предку-кузнецу, они не могут
участвовать в тайлагане. В Эхиритах и Баяндае проводили большое капанье
их роду двумя конями. Женщин там не было.
— Вам не кажется, что земляки стали обращаться к шаманам и гадалкам
слишком часто? Это дань моде или вера людей в сверхъестественные силы,
которые могут им помочь?
— Я думаю, это возвращение к традициям, основателями которых стали не
мы, а наши предки много веков назад. Эти обычаи дошли до наших дедов и
отцов, а те уже передали их нам. В советское время все капанья, обряды
были запрещены. Сейчас никто не запрещает, вот люди и используют
возможность обратиться через шамана к предкам, к духам, чтобы отвести
беду от своих близких, обрести счастье и покой.
|