●
Тайлаган на горе Шаманка
В минувшую субботу,
11 августа, сотни людей собрались в долине реки Иды, протекающей около
Бохана, в районе посёлка Тараса. Люди со всего Усть-Ордынского
Бурятского округа – представители большинства бурятских племён –
собрались на тайлаган, языческий праздник поклонения духам этой
местности. Здесь «Иркутский репортёр» впервые наблюдал обряд
жертвоприношения.
|
Возрождение традиций
Городским жителям трудно себе представить, что сегодня в нескольких
часах езды от областного центра проходят обряды, которым сотни лет, и в
течение этого времени они совершенно не изменились. В газетной
транскрипции принято писать «тайлаган», хотя по-бурятски обряд
называется «тэйлрхан». Есть два вида подобных обрядов – родовой и
племенной. Первый собирает только представителей одного рода и обычно
проходит в святых местах этой фамилии. Шаманы рода выбирают святое место
неподалёку от деревни, приносят в жертву барана, а люди обращаются к
духам предков и просят их о защите и покровительстве, плодородии и
хорошем приплоде скота, чтобы не было болезней и сопутствовала удача во
всех делах и начинаниях.
На племенной тайлаган съезжаются представители многих родов одного
племени, а зачастую и представители разных племён. Именно такой обряд
был проведён на горе Шаманка, возвышающейся над Тарасой на другом берегу
Иды. Говорят, что родовые обряды тайком осуществлялись и в годы
советской власти, а вот племенные из-за гонений на языческие религии не
проводились с 20-х годов прошлого века. Впервые после долгого перерыва
возродить старые традиции взялись эхирит-булагатские шаманы,
объединившиеся в 2004 году в общественную организацию – общину «Сахилгаан».
Один из первых обрядов прошёл в конце июня 2007 года у села Олонки, на
берегу Ангары. Тогда вскоре после очередной авиакатастрофы шаманы
просили духов предков защитить Иркутск от этой напасти.
С тех пор изменилось только одно: если сначала обряды проводились только
силами шаманской общины, то теперь это начинание поддерживают поселковые
администрации тех мест, куда приезжают племена на обряд. В Тарасе,
например, организацией занималась заместитель главы администрации МО
Светлана Михеева, и она уверяла «Иркутский репортёр», что приехавшие ни
в чём не будут нуждаться. Для их удобства на берегу был разбит целый
городок из шатров и торговых палаток.
Неблагодарная работа – быть шаманом
К месту проведения обряда «Иркутский репортёр» взялась сопровождать
секретарь шаманской общины «Сахилгаан» Галина Балюева. Сначала мы долго
не могли с ней встретиться в достаточно небольшом Усть-Ордынском. Потом
много времени плутали по единственной дороге, отстав от колонны.
– Что-то вы сильно грешные. Не пускают нас духи, – хмурилась по пути
Галина Андреевна. – Ты на борисане-то сигарету сломал по дороге в
Усть-Орду? Нет? Вот духи нас и водят, недовольны.
Борисаном называют священное место на дороге, посвящённое духам этой
местности (у городских более распространено название «бурхан»). Дело в
том, что на обряд пускают не всех и только после некоторых
приготовлений. Нельзя ехать больным, женщинам во время менструации.
Перед приездом на обряд необходимо убраться в доме, чтобы ничего не
валялось по углам, а на полу не лежало грязных тряпок.
– А как правильно бурханить? – уточняет «Иркутский репортёр».
– Некоторые думают, что обязательно нужно выпить водки, – опять хмурится
Галина Андреевна. – Это не так. Можно бросить монетку, сломать и
положить на стол сигарету. Можно выпить не только водки, но и любой
«белой» пищи, молока или тарасуна. Мы вообще этой весной решили, что не
будем на тайлагане бурханить водкой. Специально для этого обряда в
Монголии заказали двести бутылок тарасуна заводского производства.
– Бурханят же не только на борисане…
– Да. В таких случаях капают на стол, если дома. В дороге ни в коем
случае нельзя капать на землю: так капают на покойника! Нужно подойти к
дорожному столбику. Мужчины капают на плечо – считается, что там всегда
находится дух-хранитель. Женщины могут капать на грудь – к плодородию и
женскому здоровью.
Галина Андреевна откровенничает: она сама шаманка во втором поколении по
матери, в четвёртом – по отцу.
– Что я буду шаманкой, им до моего рождения предсказал великий шаман. А
родители не хотели, чтобы я была шаманкой, и сделали обряд: принесли в
жертву 46 баранов – откупиться от этой судьбы…
– А разве это не честь – быть шаманом?!
– Честь… Это тяжкое бремя: шаман не принадлежит ни себе, ни семье –
только народу. Детям своим я такого не пожелаю. У нас в семье было 17
детей, я – золотая серединка. Я много болела, а в пять лет в меня
ударила молния. Мать говорила: «Я с тобой столько возилась – лучше бы ты
сразу умерла». Но она меня лечила по бурятским традициям. Некоторые
говорили: «Да она мёртвая уже». А меня обернули землёй у восточной
стороны юрты: считается, что так оттягивается электричество. И я снова
стала дышать.
– Стали шаманкой?
– Нет, но всё равно вожусь с шаманами, вот, организовала общину. Всё
равно своей жизни нет. Вообще, женщина не может проводить обряды. По
нашим верованиям, когда великая мать сотворила землю, она поставила
править своих племянников. А у восточных бурят сейчас многие женщины
пытаются быть шаманками. (Восточными бурятами называют монголов и бурят
некоторых районов Иркутской области, исповедующих буддизм. – Авт.) Они
не понимают, что женщинам этого нельзя.
Поклонение боханским дедушкам
Племенные обряды перестают быть редкостью: только этим летом уже провели
три. Каждый обряд – именной, он проводится в день поклонения
определённым духам предков. Последний, на котором присутствовал
«Иркутский репортёр», был посвящён боханским дедушкам. Рассказывают, что
они сами булагатского племени, но в давние времена переселились на
боханскую землю. Шаманы называют их по именам, как хороших приятелей:
Егор, Максим, Алёша, Саша и Игнаха. При жизни они были сильными
тарасинскими шаманами.
Нукуты, Оса, Бохан и Баяндай на заклание привели по барану от своего
района. Особый вес обряду жертвоприношения придаёт то, что от Тарасы
привели коня. Конь у бурят – священное животное, это значит, что обряд
наделяется особым значением. Ход проведения обряда регламентирован
веками. Обычно его проводят в долине реки. В этот раз в долине оставили
женщин – все мужчины поднялись на гору Шаманка. «Шаманка» – не
собственное имя, так называют все святые горы, на которых проводятся
обряды бурят.
В отношениях на тайлагане царит полный патриархат, как и говорила Галина
Балюева. Женщин не допускают на жертвоприношение без исключений – они и
сидят, и питаются отдельно, своим табором. Им предписывается быть с
покрытой головой, обязательно в юбках или платьях и в закрытой обуви –
никакие босоножки не допускаются. Буряты очень трепетно относятся к
соблюдению мельчайших деталей и запретам при проведении обряда тайлаган
– в противном случае считается, что он не будет иметь силы, духи –
хозяева мест его не посчитают совершённым.
Мужчины поднимаются в гору. Открывает сегодняшний обряд дядя Рома,
тарасинский шаман. Этому тоже предшествовала духовная подготовка:
накануне он обходил дома Тарасы, капал и сжигал на сковороде богородскую
траву – освящал дома. Кстати, в отличие от других представителей
религий, у бурятских шаманов сейчас нет специального обрядового костюма.
А раньше был. Полный костюм весил около пятидесяти килограммов и
символизировал представления бурят о Вселенной: части костюма,
соответственно, отражали верхний мир духов, средний мир человека и
нижний мир мёртвых. Говорят, он был сшит из шкур животных и герметичным,
как скафандр, чтобы во время проведения обряда к шаману не пристали
дурные духи.
Но сами шаманы рассказывают, что костюмы передавались из поколения в
поколение, а за время советской власти и репрессий эта традиция
прервалась. И никто из современных шаманов не возьмёт на себя
ответственность надеть старый шаманский костюм – это большой грех.
Носятся мальчишки. У грузовика выстраивается очередь – раздают тарасун.
Суровый старейшина кричит:
– Не толпитесь, тарасун будут выдавать по спискам главам семейств!
Списки – важная часть ритуала. Ещё накануне проведения обряда все роды
на отдельном листе бумаги пишут именной список: местность, где они
живут, фамилию мужчины – главы семейства, его жены и всех сыновей. Не
пишут только девочек: они всё равно выйдут замуж и их будут защищать
духи предков новой семьи.
– К нам духи приходят во сне, – улыбаясь, рассказывает Галина Балюева. –
Причём мне в ту же ночь после тайлагана, а Махе (глава совета старейшин
общины «Сахилгаан», сегодня – самый авторитетный шаман Усть-Орды. –
Авт.) – только на третью ночь. Мы когда прошлый тайлаган проводили, одна
семья написала фамилии на каком-то клочке бумаги и очень неразборчиво. И
ко мне той же ночью пришёл дедушка и недовольно так спрашивает: «Что за
семья-то это была? За кого молиться – неясно». Я рассказала об этом
Махе, а он говорит: «Не надо, не говори, он ко мне через две ночи придёт
– я его сам расспрошу». И мы теперь не принимаем плохо написанные
списки, просим переписать аккуратно.
Обряд начинается с жертвоприношения. Бараны лежат на траве, сохраняя
тупое спокойствие. Конь бьётся: он чувствует. Говорят, от Тарасы его в
гору тянули трактором – не хотел идти. В начале обряда есть что-то
варварское, кровавое. По правилам приношения живому коню рассекают
брюшину и рукой обрывают аорту. Говорят, это безболезненная и почётная
смерть. Во время обряда никому не дозволено касаться коня, кроме шамана
и того, кто приносит его в жертву. В это время они высказывают почтение
коню, просят у него прощения и молятся, капая из чаши на морду и выпивая
остатки тарасуна. После жертвоприношения это позволяют сделать всем, кто
хочет отдать почести жертвенному животному. Даже «Иркутскому репортёру».
После этого проходит общий молебен. Животных разделывают и варят в
огромных медных чанах. Каждая семья приносит из ближайшего леса по три
веточки, символизирующих их семейство. Веточки выстраиваются в общий ряд
– это линия, за которую нельзя заходить никому, кроме старейшин и
шаманов. И наступает кульминация: шаманы поимённо молятся за людей,
указанных в списках, чтобы духи предков хранили и оберегали их. Все
стоят лицом к воде, при этом глядя строго на восток, туда, где восходит
солнце. Шаманы по-бурятски читают молебен поклонения духу Иркута и
просят его о защите народа, который живёт на его берегах. Списки сжигают
в кострах: считается, что именно так информация достигает ушей духов
предков. (Один из тостов бурят при застолье так и звучит: «Пусть дым от
вашего дома достигает небес», что означает неразрывную связь с
духами-хранителями.)
Заканчивается обряд поеданием жертвенных животных. В конце на кострах
сжигают шкуру, копыта и кости – именно так приношение попадает к богам.
Мужчины спускаются с горы с чувством выполненного долга. Считается, что
на ближайший год эта земля будет защищена и проживёт его в мире и
достатке.
|