●
Пророчества «бурятского Нострадамуса»
Байкал дал миру не
только самую чистую в мире воду, но и особую энергию. Она в разные века
по-разному влияла на состояние окрестных народностей. Один Чингисхан –
выходец из Забайкалья - чего стоит. Среди бурятского народа жил и
знаменитый пророк – дед Барнашка, уроженец села Шулута, что недалеко от
Еланцов.
Жители острова Ольхон,
расположенного в северо-западной части озера Байкал, считают этого
ясновидящего, одного из самых известных людей края, местным
Нострадамусом. Выдающийся прорицатель Барнашхэ Балтаханов, которого в
миру называли просто Барнашкой, жил в ХIХ – первой трети ХХ века,
родился приблизительно в 1830 году, умер в 1924 году в 94-летнем
возрасте, безошибочно отмерив столь же долгий век своей внучке…
С широко закрытыми
глазами
Барнашхэ родился в крестьянской семье (или в семье кочевников, которых
заставляли заниматься земледелием), в школу не ходил и был абсолютно
неграмотным. Росту он был среднего. Скорее щуплый, чем упитанный, более
светловолосый, чем основное бурятское население. Жена его происходила из
среднезажиточной семьи, в браке родились дети — дочь и сын.
Известно, что предсказывать будущее Балтаханов начал после двадцати лет,
в середине XIX века. Он просто ходил по домам как юродивый и вещал.
Говорил много, временами безостановочно. Обычно пророчествовал с
закрытыми глазами, прислонившись спиной к печке.
Изъяснялся Барнашка по-бурятски и достаточно образно, поэтому
односельчане понимали его довольно плохо и не всегда разумели, что он им
говорил. Записей, подобных катренам Нострадамуса, провидец тоже не вел.
Но содержание его предсказаний передавалось от поколения к поколению в
устной форме, и таким образом сведения дошли до нашего времени.
Еще век назад он провидел электрификацию всей страны, повсеместное
распространение радио и автомобилей. Вот некоторые его предсказания в
переводе на русский язык:
-
Придет время, когда люди не будут разводить огонь, не нужны будут печи и
котлы. Люди будут брать огонь с потолка, со стен.
-
Люди перестанут ездить на лошадях, телегах. Появятся железные кони,
которые не будут нуждаться в траве и сене. Будут ездить на одних
колесах.
-
В домах появятся люди без рта, глаз и ушей, невидимые, но говорящие и
поющие.
Барнашка предвидел и
многие глобальные события ХХ века, в частности, революцию 1917 года,
раскулачивание и репрессии 30-х годов, Великую Отечественную войну, а
также (это еще не случилось) уход бурят с берегов Байкала. Предречения
Балтаханова выглядели так:
Про революцию и войну: «Царская власть падет, законом будет вершить
человек-каторжанин. Царскую семью убьют. К власти придет человек с
черными волосами… Новая власть удержится 70 лет. Четырехлетняя война
начнется на западе, а закончится на юго-востоке. Из 10 человек домой
вернутся 5-6 человек. После этой войны надолго установится мир».
Про раскулачивание и репрессии: «Богачи разводят хозяйство, строят и
накапливают деньги. Все их богатство пропадет, сами они попадут в
трудные места, где будут мерзнуть и голодать, от их усадеб ничего не
останется, кроме двух-трех столбов».
Про территорию Прибайкалья: «Землю опутают железные змеи, со дна Байкала
будут добывать черное золото, а всю воду из озера перекачают в
искусственную котловину».
Слова «черное золото» все трактуют одинаково – нефть. Эти события, как
ожидается, еще впереди…
Про вытеснение бурят с берегов Байкала иноземцами: «Первым переселенцам
помогут, вторые уедут без проблем, третьи уедут, с трудом опираясь на
трости и держась за коровьи хвосты».
Согласно предсказанию, приют изгнанники найдут в тайной долине, вход в
которую отмечен белым писаным камнем в теснине между гор, где-то в
Монголии. Но до этого времени мы тоже еще не дожили.
«После третьего раза (последнего изгнания бурят), - продолжается
прорицание, - может случиться страшная 40-дневная огненная война, когда
на земле возникнут катастрофические огненные смерчи, после нее люди
станут меньше ростом и разбредутся по всему свету. Их останется так
мало, что они будут вынуждены искать себе подобных».
Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест,
по прогнозу ясновидца, станет начало строительства железного моста через
реку Сарму. Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах
Священного озера военных людей в голубых касках.
Не зарастет народная тропа…
Во время моего путешествия на Ольхон я встретился с главным шаманом
Валентином Хагдаевым. По его рассказу, у деда Барнашки было две внучки.
- Старшая Дэндэ не ухаживала за дожившим до глубокой древности вещим
старцем. Младшая Айхэ была совсем иной. Она за ним ухаживала, готовила и
кормила постаревшего предсказателя. Он говорил о том, что придет другое
время, и тогда Айхэ проживет ровно столько же, сколько прожил сам дед
Барнашка – 94 года.
В начале ХХ века он уже был глубокий старик, вернувшийся на родину после
скитаний. Балтаханов обошел всю Бурятию, подолгу жил в буддистских
дацанах. И только теперь стараются вспомнить и передать внукам, к кому и
когда он шел. Прямых потомков у него не осталось, но потомки его рода
есть, живут они ныне в селе Анга, у Еланцов.
До села Анга мне надо было пройти пешком километров семь. Переночевав у
гостеприимного Валентина Хагдаева, утром тронулся в путь.
Там я встретился с правнучкой деда Барнашки, 70-летней Галиной
Протасовной, женой пожилого шамана Игната Францевича Хоргоева, которая
приехала из Улан-Удэ. Прадед умер еще до ее рождения, а сама она помнит
лишь немногое из того, что мать Айхэ рассказывала ей в детстве:
- Отца Барнашки звали Бутухан, а мать Хабаля. Они были простые
крестьяне. Прадед в семье был единственный сын. В школе он не учился.
Говорил в основном по-бурятски. Он много ездил по Бурятии, жил при
дацанах. И все, о чем там говорили, он слушал и запоминал…
Для справки
Дацан — буддийский монастырь-университет у российских бурят. В тибетской
традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей.
По пути у придорожных бурятских юрт, ныне ставленых только для торговли
и туристов, я разговорился с пожилым бурятом. Он, конечно, тоже знал обо
всех предсказаниях деда Балтаханова, но пересказывать их неизвестному
прохожему, а тем более говорить о роде и родне Барнашки, не рискнул.
Более словоохотливым был молодой Станислав Грешилов, работник Ольхонской
администрации.
- Каждый бурят обязан знать свою родословную вплоть до седьмого колена.
Мой дядя рассказал, что дед Барнашка фактически наш родственник. Через
внука деда Собходея мы родня.
О чем дед Барнашка пророчил, знают уже все дети: что будут птицы летать
железные, что все будет опутано проводами и железом. Говорил о том, что
будут и телеги без коня. Что общение между людьми будет не напрямую, а
через ящики.
Посмертные тайны
Хоронили деда Барнашку по монгольскому обычаю. На обряде погребения
присутствовал родной дед Станислава Грешилова, родившийся в 1913 году.
Он шел рядом с лошадью, везшей останки Барнашки на погребение. Но где
именно находится могила легендарного предсказателя, никто нынче не
знает.
- Мне мать рассказывала, - вспоминает Галина Протасовна, - что как сто
лет со дня похорон исполнится, так могилу его найдут.
В опустевшем и разрушенном улусе Шулута, где жил Барнашка, долгое время
оставался стоять только дом прорицателя. Он, возможно, сохранился бы и
до наших дней, если бы невеста его сына не вывезла по бревнам в
местность Анга, где он спустя некоторое время и сгорел. Сама женщина
ослепла, и местное население сочло это расплатой за нарушение
предсмертного завета Балтаханова – не переносить дом.
Одна из легенд, связанных с именем Барнашки, гласит, что вся дальнейшая
история бурятского народа записана на правой лопатке прорицателя.
Умирая, ясновидец завещал, чтобы его тело не хоронили в земле, а
оставили на помосте (может быть, потому место упокоения до сих пор и не
найдено), так как через 100 лет на его костях должны проявиться все
предсказания: и те, которые он сделал при жизни, и новые.
В 1950-е годы ученые во главе с академиком А.П. Окладниковым искали
могилу прорицателя, но местные жители отказались им помогать: ведь время
для ее обнаружения еще не пришло…
Для справки
Алексей Павлович Окладников (1908-1981) — советский археолог, историк,
этнограф. Академик АН СССР, заслуженный деятель науки Якутской АССР,
РСФСР, Бурятской АССР. Основные работы Окладникова посвящены
исследованиям истории первобытной культуры, палеолитического и
неолитического искусства, истории Сибири и Дальнего Востока.
Многие посвященные отрицают грядущий исход бурятского народа из Сибири.
Равно как и ставят под сомнение вопрос о возможной «сорокадневной
войне». Как бы там ни было, все остальные предсказания Барнашки уже
сбылись.
И осталось еще 12 лет до даты обнаружения мощей юродивого Барнашхэ
Балтаханова. Возможно, тогда, в 2024 году, мы узнаем наверняка, что ждет
Россию в грядущем…
|