●
Возрождение жертвоприношений
Аборигены ХМАО и
ЯНАО впервые за 18 лет проведут религиозный обряд на священном озере
Нумто, чтобы восстановить это культовое место и защитить его от
промышленного освоения.
|
Испокон веков у
представителей коренных малочисленных народов Севера в России
существовало несколько священных мест, расположенных, преимущественно,
по местам кочевья. В этих местах ненцы, ханты, манси, селькупы и другие
народности совершали жертвоприношение оленей, прося богов о счастье и
здоровье. Со временем часть этих мест уничтожили промышленным освоением,
часть – забыли. Теперь у аборигенов ХМАО и ЯНАО появилась возможность
вернуться на древние святыни.
Религиозные обряды для представителей коренных малочисленных народов
Севера являются неотъемлемой частью жизни и культуры, которая
сохраняется, несмотря на то, что цивилизация подступает вплотную к
тундровикам. В ЯНАО в настоящее время 7% от всего населения округа
составляют аборигены. Из них 40% или 13 тыс. ведут традиционный образ
жизни, кочуя вместе с оленями и живя в чумах. Олень дает представителям
коренных народов севера и мясо, и шкуры, и его используют как
транспортное средство.
Также для кочевников очень важно заручиться в своих делах поддержкой
богов и духов. В этом аборигенов поддерживают и местные власти. Так, в
прошлом году правительство ЯНАО выделило 300 тыс. рублей на
жертвоприношение оленей божеству Кев-урху-акем-ики, что в переводе с
языка ханты значит "каменной гряды старик".
В этом же году 22-25 марта на священном озере Нумто (в переводе с языка
ханты - "божье озеро") общественная организация "Спасение Югры"
реализует проект "Встреча родов коренных народов". В эти дни на
священном озере Нумто соберутся родовые общины, чтобы совершить
жертвоприношение оленей.
В последний раз подобный ритуал на озере проводили в 1994 году, тогда
как раньше сюда приезжали представители коренных малочисленных народов
Севера из Таймыра, Томской, Архангельской областей, Республики Коми. "В
центре Нумто есть остров, куда, после того, как забили оленя, относят
голову и рога. На этот остров не имеют право заходить женщины", -
рассказал об особенностях озера президент ассоциации
"Ямал – потомкам!" Эдман Неркаги.
В общественной организации "Спасение Югры" сообщили,
что данный обрядовый праздник проводится только раз в семь лет, поэтому
будет принесено в жертву семь оленей. По историческим канонам олень
должен быть чистого белого цвета, но эта большая редкость, поэтому
аборигены пожертвуют животными обычного окраса.
Зато традиции будут соблюдены в части дороги к озеру – тундровики
прибудут к священному месту на оленьих упряжках, преодолевая сотни
километров.
В программе мероприятий сбора родовых общин помимо самого обряда
традиционный свадебный обряд, где жених - ненец, а невеста из рода
ханты, соревнования по национальным видам спорта и концерт.
"Думали провести круглый стол, по итогам которого обратиться в
правительство РФ с просьбой сделать озеро особо охраняемой территорией,
но на этот раз не получится, поскольку в данном месте нет помещения, а
на свежем воздухе проводить не совсем удобно", - говорит Эдман Неркаги.
По его словам, нефтегазовые компании, осваивая территорию, вплотную
приближаются к этому месту, поэтому вопрос о его сохранении стоит очень
остро. "В пределах данной территории большие залежи нефти, если мы
позволим там разработку, то загрязним наше испокон веков священное
озеро. Хотим сделать так, чтобы туда никто не заходил. Даже мы сами
боимся туда ездить на снегоходах, только на оленях", - отметил президент
ассоциации "Ямал – потомкам!".
"Возможная потеря исконной среды обитания, традиционных промыслов, а,
следовательно, и образа жизни, обоснованно воспринимается коренными
жителями как угроза потери своего этноса, духовной и материальной
культуры", - также подтверждает президент "Спасения Югры" Александр
Новьюхов.
Эдман Неркаги привел пример, что в начале промышленного освоения
территорий представители компаний из-за незнания обычаев аборигенов
разрушали значимые места, доходило даже до осквернения захоронений.
Сегодня ситуация улучшилась, поскольку перед началом освоения той или
иной территории проводятся общественные слушания, где местные жители
высказывают свое мнение, к которому более-менее прислушиваются. Однако
пока культовое место законодательно не является особо охраняемой
территорией, опасность его уничтожения сохраняется.
Озеро Нумто располагается на границе двух округов – Ханты-Мансийского и
Ямало-Ненецкого, поэтому региональным законом защитить место не удастся.
"Мы хотим выйти на правительство, чтобы они приняли отдельный закон, и
это место было бы под кураторством правительства РФ", - говорит
президент ассоциации "Ямал – потомкам!".
Подобных озеру Нумто священных мест немного. Одно из таких – озеро
Балбанты в ХМАО, куда много лет была забыта дорога. Теперь аборигены
наверстывают упущенное, и с 24 марта по 1 апреля, параллельно со сбором
на Нумто, здесь также пройдет религиозный обряд.
Глава села Овгортское (ЯНАО) Степан Куртямов, занимающийся проектом по
восстановлению священного места на данном озере, сообщил, что на Балбанты религиозные обряды не проводились
уже 50 лет.
"В годы репрессий хранителей нашей культуры, шаманов, которые в полной
мере владели информацией, уничтожали, дорога к месту была утеряна. Но
сегодня при поддержке губернатора ЯНАО имеем возможность возрождать
традиции. Мы предварительно провели очень большую информационную работу.
Дорога не до конца забыта", - отметил Степан Куртямов.
С охраной Балбанты ситуация проще, чем с Нумто. Фактически, уже ведется
работа, чтобы сделать это озеро заповедной зоной. Начальник отдела учета
и популяризации объектов культурного наследия управления госохраны
объектов культурного наследия департамента культуры ЯНАО Галина Курай
сообщила, что Ханты-Мансийский округ подготовил
документацию, обосновывающую включение этого озера в заповедник. "Если
оно (озеро) попадает в заповедник, то априори будет обеспечена его
охрана", - подчеркнула Галина Курай.
Также уже вне угрозы уничтожения еще три обрядовых места на территории
Шурышкарского района ЯНАО: каменная гряда, одно из озер и женское
культовое место на окраине деревни Вытвожгорт.
Эти три объекта внесены в региональный список объектов, подлежащих
охране. "Но пока нет методики, как определять границы этнических
объектов. Ведь часто этими объектами являются одиноко стоящее дерево с
завязками, или гряда, или озеро", - отметила начальник отдела учета и
популяризации объектов культурного наследия управления госохраны
объектов культурного наследия департамента культуры ЯНАО.
По ее словам, в каких-то особых случаях можно использовать методики
археологического установления охранных зон, но, чтобы окончательно
решить проблему определения границ, уже в этом году планируется
разработать методику для этнических объектов.
В дальнейшем работа по внесению культовых для аборигенов мест в список
объектов, подлежащих охране, продолжится, и, значит, аборигены ХМАО и
ЯНАО смогут и дальше жертвовать оленями ради благосклонности богов.
|