●
Потомственный шаман: «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки»
Потомственного
шамана Тюргэна Кама корреспондент встретил вечером 20 августа в лагере
близ Аркаима — древнего поселения эпохи средней бронзы рубежа III-II
веков до н.э., расположенного в Челябинской области. 34-летний шаман,
для которого горловое пение и древний струнный музыкальный инструмент
морин хуур стали, по его словам, средством удержания психологического
равновесия, приехал в заповедник на съемки клипа. Пообщаться с Тюргэном
Камом удалось за несколько минут до заката: солнце садилось, и шаману
было пора начинать камлать.
|
Корреспондент: Шаманизм
— это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?
— Шаманизм передается через колено: от деда к внуку, например. В нашем
роду было семь поколений шаманов. Я родился в пионерские времена, сами
понимаете, как это было. Стремился стать летчиком и долгое время вообще
не хотел быть шаманом, сопротивлялся даже этому. Хотя сейчас это модно.
Куда ни глянь — все потомственные маги и чародеи. Каждый может купить
себе бубен и начать стучать. Кто такой шаман? В монгольском языке есть
слово «бутур» — кокон. Каждый человек по части своей уже шаман, но он —
как гусеница в этом коконе — спит.
Корреспондент: Как шаманы могут помочь людям?
Человек оскорбил каких-то духов, и те начинают его зажимать— Они
посредники между людьми и духами. Человек оскорбил каких-то духов, и те
начинают его зажимать. Человек болеет, шаман камлает, и духи ему
говорят, чем их обидели и как это исправить. Проводится обряд, духи
успокаиваются. Например, существуют лусы — духи воды. Их обидеть очень
просто: зайти в воду в критические дни, плюнуть в нее или испражниться.
Духи обижаются и зажимают вас, вы начинаете болеть и страдать. Шаман
камлает, задабривает духов печеньем, костром, сладостями, водкой или
молоком. Это называется сырчим.
Слово «камлать» (призывать духов) вообще было взято у тюркских
народностей. Слов «шаманить» или «шаман», как таковых, не существует.
Буряты называют шаманов бо, алтайцы — кам, тувинцы — хам, оттуда уже и
пошло. Тойбур, колотушку для бубна, некоторые называют «камла», а
шаманское одеяние — камлат.
Корреспондент: Настоящих потомственных шаманов, которые действительно
могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные
силы — их много?
— Хороший вопрос. Большинство ныне живущих шаманов — деградирующие, как
я. Отходят от традиций, поскольку уже не могут жить без современности.
Корреспондент: Деградация в силу прогресса?
— Да. Мой учитель, который живет в Улан-Удэ, знает наизусть все призывы
духов. А я купил себе электронную книгу, загрузил тексты и иногда с нее
читаю. Потому что любой атрибут нужно сперва оживить, пробудить. У
каждого есть свой хозяин — у бубна, у тойбура. И каждого нужно позвать
со своей стороны, на каждого свой текст, свое угощение. Кто-то любит
молоко, кто-то водку, а кто-то — когда его топленым маслом, жирчиком
мажут.
Я не все могу запомнить, призывов очень много. Вот мой учитель уже в
возрасте, но только-только сел за руль автомобиля. А я уже десять лет
катаюсь на машине. Поэтому и называю себя деградирующим. По поверьям
шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым,
ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу.
Корреспондент: Это сказочный архетип, в него приятно верить.
— Шаманы, что, рождаются старыми, грязными и облезлыми? Отчасти я
действительно ушел от корней. А отчасти — нет. Вместо того чтобы
использовать шерсть оленя, я беру красные нитки, вместо стеклянного
бисера — обычный, пластмассовый. Часто говорят, что шаман должен камлать
один. Но и это не так, сейчас мы объединяемся, камлаем вместе. У нас
есть организация шаманов «Медвежья тропа», в этом году ей исполняется 16
лет. Нас мало — всего восемь человек, все из разных уголков. Кто-то с
Татарии, кто-то с Башкирии, кто-то из Бурятии.
Я могу лизать раскаленные камни и брать в рот красные угли и
металлШаманизм не делится на черную или белую магию. Есть понятия Хара
Тенгри и Саха Тенгри. Хара — черный шаман, который камлает выше, чем
наше небо — в космос. Он камлает с бубном. Саха — белый шаман, камлает с
посохом, в наш мир. Такой шаман может брызгать молоком, водкой,
уговаривать духов, угощать. Но он не может ни вверх подняться, ни вниз
спуститься. Есть Дархан Тенгри — шаман-кузнец. Например, у меня предки
были кузнецами. Я могу лизать раскаленные камни, брать в рот красные
угли и металл, не причиняя себе никакого вреда.
Корреспондент: Хорошо. А зачем лизать раскаленные камни и класть в рот
уголь?
— Сколько болезней у человека — столько углей шаман должен положить себе
в рот. На лопате шаману подают уголь, он читает призыв, разговаривает с
углем, кидает его в рот, грызет, тем самым убивая болезнь, а потом
сплевывает. Несколько дней назад я лечил женщину — у нее было пять
болезней. Соответственно, это пять горящих углей.
Для нас огонь священен. Он лечит все, исполняет все желания. Пока горит
огонь, а мы камлаем, человек может просить у духов все, что он хочет.
Шаман нагревает камень докрасна, а затем облизывает его и выдувает пар
на человека. Аура последнего становится очень крепкой. Это называется
тумер сунте — железная душа.
Корреспондент: Как шаман узнает, сколько болезней у человека?
— Сонм духов приходит, они начинают шептать, говорить, пока шаман
камлает. Я не могу посещать кладбища — много говорят в уши. Тяжело,
голова разрывается. Если мимо кладбища буду идти, они будут цепляться за
меня и много-много говорить. Только непонятно. У меня начинаются
галлюцинации.
Корреспондент: В церковь не ходите?
— Я не верю в Христа.
Корреспондент: А во что-нибудь верите?
— Да, в Тенгри. Я верю в то, что у всего вокруг есть дух, хозяин
местности. Знаю, что у этой горы есть хозяин, у этого костровища.
Корреспондент: В 2005 году вы создали этно-группу «Тюргэн Кам», стали
писать песни, снимать видео, активно гастролировать. Как ваша шаманская
деятельность стала еще и в некотором роде публичной деятельностью?
Музыкой я занимаюсь, чтобы не съехала крыша— Я скажу такую вещь: музыкой
я занимаюсь, чтобы не съехала крыша. И, на самом деле, музыка и шаманизм
не разделяются. Я, конечно, не пою песни в шаманском костюме, и я не пою
шаманские песни. Мы с Темиром (второй участник группы, — прим.
Тайга.инфо) играем клубную музыку с использованием народных музыкальных
инструментов, таких как хомус и морин хуур. Его еще называют лошадиной
скрипкой: морин — лошадь, хуур — скрипка. Это душа кочевника, живое
существо. Если у тебя нет лошади, дома на стене должен быть хотя бы
морин хуур. Он дает людям силу и благословение. Тот, кто слушает его или
играет на нем, получает силу духа. Это очень древний инструмент,
говорят, что его создали еще до Чингис-Хана. Раньше шаманы с его помощью
обращались к духам. Я вообще считаю, что вся музыкальная деятельность
тюркских и азиатских народов начиналась с шаманизма.
Корреспондент: Музыкальная группа «Тюргэн Кам» существует уже шесть лет.
Что за это время удалось сделать?
— Я бы сказал, что мы далеко ушли: много где выступали, играли во многих
больших городах — в Казани, Санкт-Петербурге, объехали весь Урал.
Выпустили один альбом. Мы не пытаемся их «нашлепать», «наляпать»,
выбираем только самое лучшее. По большому счету, у нас всего два
инструмента — морин хуур и морин хуур. Добавьте горловое пение, вокал и
электронную подложку — дабхаус, дабстеп, электрохаус. Молодежь уже не
приучить к старинной музыке, поэтому мы пытаемся через современное
звучание открыть им путь к традиционному. Вот, кстати, как раз это и
есть мой хлеб. Шаманизмом на жизнь не заработаешь.
Корреспондент: Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет
плату за свои дела. А вам платят за обряды?
— Обелить руку — это так называется. Шаману обязательно нужно что-то
дать, но это может быть что угодно, нет цены или каких-то условий.
Запрещено брать определенную сумму денег. Способность камлать — это дар,
брать за него плату грех. Когда я помогаю, дарят большие подарки или
приносят деньги.
Корреспондент: С какими проблемами к вам обычно приходят?
— Много было, всего не упомнить. Я за неделю вылечил язву желудка,
которая была в пять дырок. Духовная сила человека упала, люди перестали
верить, стали много болеть. Кто-то по-женски, кто-то родить детей не
может, у кого-то не стоит. Болезни — это порождение злого духа. Человек
много плохого думает, мыслями болезни к себе притягивает и потом
страдает.
Корреспондент: Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или
правила?
Самое главное правило — не причини другим вреда— Утром мы встаем,
призываем предков, брызгаем им молоком. Предков нужно вспоминать, знать.
Самое главное правило — не причини другим вреда. Нельзя пугать людей,
вредить им, плохо говорить о них. Нельзя есть лук — многие духи не любят
этого. Нельзя много пить. Нельзя брать установочную плату. Много чего
нельзя. Нельзя прикасаться к женщине в критические дни. А так — живем
обычной жизнью. Езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из
форточки. Шаман живет как все люди. Так же общается, ругается,
матерится.
Корреспондент: На ваш взгляд, как современное общество относится к
шаманам?
— По-разному. Кто-то говорит, например, что я цирк устраиваю, кто-то
говорит, что это все секта. Когда человек смеется над этим,
наговаривает, он защищается. Однажды на обряде знакомая женщина-психиатр
сказала мне, что это шизофрения. Но я спокойно отношусь к любым точкам
зрения..
|