●
Социальный шаманизм
Оказываясь в Еланцах
– непременной транзитной точке по пути на Ольхон, многие сводят
знакомство с харизматичным ученым и шаманом Валентином Хагдаевым. В силу
яркой публичности и своей активности Валентин Владимирович не избежал о
самом себе нелепых кривотолков. Вроде того, что он шоумен. Будто бы сама
роль шамана исключала ролевое созидательное и просветительское начало.
Шаман в общине всегда был и политиком и психиатром и главным действующим
лицом всех массовых и сакральных действий рода.
|
- Есть шаманизм
коренных народов Сибири и Дальнего Востока и шаманизм новорусский. Хобби
для городских интеллектуалов. Если для нас это жизнь, то для европейцев
– это скорее игра ума. Через два—три года они могут уйти в совершенно
другую конфессию.
То что меня некоторые люди за глаза зовут шоуменом, ничего. Это их
разумение. А то, что люди с годами все поймут, что я делаю нормальные
обряды и ритуалы в своем народе. А то, что я выступаю с чтением лекций –
пусть они выступают, если смогут. Разве кто-то им запрещает просвещать?
В свое время я был
инициатором возобновления Ердынских игр в 2000 году. В рамках тогдашнего
мирового Миллениума их включили в обязательный перечень мероприятий на
территории нашей Иркутской области. Заксобрание области поддержало Ерду
и выделило 600 тысяч на проведение культурных встреч. А районная
администрация включилась и совместными усилиями они провели совместные
Ерд-игры. Были они и в 2005 году, планировались в 2010 году. Но это была
скорее репетиция того, что должно было быть на самом деле.
Просто в том году параллельно была Алтаргана – искусственно рожденный
праздник монгольских народов. А Ерд-игры – традиционный вековой праздник
сибирских народов, с массой традиций. Весь вопрос в том, кто и как это
будет финансировать. Этим действом заинтересовались Китай, Монголия и
Якутия. Надо полагать, что финансирование предполагается не только
Иркутское.
Цель Ерд-игр была в
сохранении национальных языков, культуры и традиций наших братских
народов. Чтоб эвенки и тофалары здесь показывали свою традицию,
исполняли песни и пляски. Одновременно должен был проходить научный
семинар, где все коренные народы бы обсуждали свои проблемы и
высказывали методы их решения. Так я понимал это действо изначально. Но
наша районная администрация решила, что это прежде всего борьба, скачки
и стрельба из лука. Почему? Ведь все свелось в итоге к песням-пляскам и
гигантскому хороводу вокруг Ерд-горы…
Надо было не экономить время и деньги, а обратиться в международный
гуманитарный фонд за финансированием. Если бы этим вплотную занялся, то
смог бы добиться получения грантов Ерде. Но так как оргкомитет не
включает меня в свои ряды, то я и не суюсь, не навязываюсь в их дела.
Раньше меня включали в организаторы, я занимался разработкой сценариев
этих игр. Сейчас они считают, что сами все знают. Раньше же наша
райадминистрация приглашала меня в организаторы.
Сейчас же главное
беречь чистоту Байкальской воды. Ведь как бы наше правительство не было
заинтересовано в выпуске беленой целлюлозы, нельзя забывать о том, какое
наследство у нас есть. Ведь ныне даже из космоса видно, как БЦБК
загрязняет воду Байкала своими вредными стоками… Потому там так же как и
у нас, надо решать проблему прежде всего с занятостью населения края.
К тому же известно, что скоро байкальская вода будет дороже нефти и
целлюлозы, дороже сырья. А для этого нельзя разрушать текущий веками
биоценоз флоры и фауны Байкальского водоема. Бывал в разных странах и
местах силы, но себя лучше чем на берегах Байкала нигде не чувствую.
Привык видеть свои степи, свои можжевеловые редкие кустики в лучах
палящего яркого Солнца.
Не понимаю тех, кто от сюда уезжает. Пусть в нашей стране не все так
гладко, но это наша страна со всеми болями, проблемам и радостями.
Постепенно все перейдет в нужно позитивное русло. И потому отдыхающим и
местным животноводам нужно находить больше точек для взаимодействия.
- С недавних пор в
вашей семье появился ребенок – маленькая девочка Айхэ. С чем это
связано?
- В народе считается, что если мы взяли, воспитали сироту, то на нас
сойдет небесная благодать. К тому же мы подумали с супругой Викторией,
что мы не такие уж старые – нам слегка за пятьдесят. Когда нам станет по
семьдесят, Айхэ как раз закончит школу, поступит в институт. Моя жена
Виктория всегда мечтала о девочке. Вот я и решил осуществить ее мечту. И
у ребенка должны быть родители. А оба наших сына уже учатся в
институтах, живут в городе. Сейчас мы привыкли к ее голосу и радуемся ее
тарабарскому языку. Скоро мы научим ее говорить. Она будет учиться… Ведь
это очень смышленый и эмоциональный ребенок.
Она очень активный ребенок. Все вещи стараемся поднять повыше – вне зоны
ее досягаемости. Мы очень рады нашей Айхэшке, будем делать все
возможное, чтобы она стала хорошим и образованным человеком. Мы ее взяли
с пяти месяцев, но еще столько же длилось оформление опеки, и вот она
уже год как с нами!..
- Это несмотря на
частые разъезды шамана и полный дом гостей. Как вы все успеваете?
- В дальнюю поездку отправляюсь примерно раз в год. Не так давно читал
курс лекций в Санкт-Петербурге. По приглашению ребят—эзотериков с
религиозного факультета. Все их надежды на этно—информацию оправдались.
Мне же оплатили дорогу и дали возможность повидать многих моих друзей в
Петербурге. Я очень благодарен нашим землякам там. Оказывается, Сергей
Эмдин – бывший директор Иркутскэнерго стал там гендиректором аэропорта
Пулково—1. Оказывается, он там вырос. Провел нам экскурсию по Питеру.
- А как поживает у
вас подаренный Чубайсом квадроцикл?
- Пока он стоит закрытый на зиму. Он нормально заводится. Дает задний
ход, а вперед почему-то не едет... В селе у нас нет специалиста по
квадроциклу, зато у ГрандБайкала есть база в Таловке, ему его отвезу
скоро.
- Как готовитесь к
новому турсезону?
- Мне пишут по Интернету заявки различные туркомпании. Я их учитываю,
отвечаю. Составляем график. Никому не отказываю. В меру своих сил
провожу беседу. Читаю лекции. Или совершаю обряд. Кому что…
- С грядущими
выборами главы у вас в районе есть надежды на улучшение жизни?
- По выборам скажу так: каждый кандидат по-своему достоин. Есть
представители среднего возраста, есть и молодые. Думаю, люди должны
равняться на конкретные программы кандидатов в мэры района. Оценят ее.
Главное: у многих людей есть стремление улучшить жизнь в своем районе,
взять инициативу на себя. В свое время я тоже из таких побуждений
баллотировался. Занял почетное третье место. Бронзовый призер. Удачи!
- А сейчас уже не
было желания присоединиться к выборной гонке?
- Нет. Я решил больше не выставлять свою кандидатуру. Другое дело, что
самые разные кандидаты в мэры обращаются за поддержкой, советом. Более
того, мой дом стал своеобразным местом свиданий кандидатов. Тем более,
что когда я шел на выборы главы района, мой оппонент был очень сильный и
авторитетный. Даже тогда нашлось целых 700 человек, несмотря на
массированное давление власти, поддержали меня.
- Как пишется ваша
книга по шаманизму?
- Недавно мне в компьютере переустанавливали программу, и тот файл
куда-то исчез. Но базовая книга об этом у меня уже выходила в печати в
Иркутске небольшим тиражом. Осталось продолжить начатое дело. Просто
первоначальные наработки по традициям и этнографии мне надо расширить и
приумножить. Опять. Тем более, что в Иркутске я нашел издателя с
адекватными запросами. В Улан-Удэ это оказалось дороже…
- Нет противоречия
между светским общением и шаманской практикой?
- У меня ровные отношения со всеми. Ни в чем крайностей не
придерживаться и соблюдать нормы морали – это принципы и нравственности
и шаманизма. Почему они должны быть непересекающимися линиями? Как шаман
я должен держаться нейтралитета как к кандидатам во власть, так и к
представителям различных школ, религий, направлений познания. Никакой
агитации. Практика миролюбия.
|