●
Древние шаманы нашли преемников
История для бурята
начинается не с истории страны, не с политических или экономических
событий, а с личной истории — истории рода, который на каком-то
определенном месте закрепился и вырос. И жизнь свою человек мыслит не
как одинокую, индивидуальную, независимую от своих ныне живущих
родственников и давно ушедших в мир иной предков.
|
Жизнь современного
бурята не заканчивается телесной смертью, и очень редко можно услышать в
бурятских семьях слово «умер», всегда — «ушел». Мир, куда «уходят»,
проявляет себя при определенных обстоятельствах — и тогда связь живых и
ушедших становится очевидностью. Кирилл Маркович Сафьянов, идейный
коммунист, бывший совхозный агроном, а ныне пенсионер, сам не ожидал,
что придется ему в своей жизни столкнуться с событием такого рода. И
событие это изменило его жизнь, жизнь его рода и его детей.
Имя убитого старика
Кирилл Маркович родился и вырос в Кударейке. Были раньше в окрестностях
многочисленные бурятские улусы, которые после войны, в пятидесятые годы,
объединились в одну деревню Кударейку. На месте улусов теперь пустое
место, остались только кладбища. На пустые места приезжают поклониться
предкам уроженцы здешних мест. В Кударейке, которая раньше была
крошечной, домов в шесть, возникли новые улицы, сюда свезли дома. Возник
колхоз Сталина, потом четырнадцатое отделение совхоза «Усть-Ордынский».
В 1989 году хозяйство передали заводу имени Куйбышева — как подсобное.
Огромное хозяйство обслуживало нужды огромного завода. Агроном Сафьянов
трудился на благо страны и родного совхоза, на благо завода — по своей
прямой специальности, а также управляющим. И так было, пока все не
развалилось. Теперь, будучи на пенсии, он только руками разводит — на
сельском хозяйстве в Кударейке можно поставить крест. Остались здесь
доживать старики, в школе учатся всего четверо ребятишек.
Жили здесь, в Кударейке, и предки Сафьяновых. Бывший агроном,
предположили мы, хорошо знает историю этих мест. И в какой-то мере не
ошиблись.
— Отчего деревню назвали Кударейкой? Наверное, от называния реки Куды?
— Нет, я расскажу вам отчего. Это имя человека: Худэре.
Так звали старика, который ехал на коне из Бохана. Остановился он
отдохнуть в лесу возле озера. Озеро это и по сей день находится за
деревней, вдоль леса. Остановился отдохнуть, да ночь его здесь и
застала.
— А наши здешние шаманы и убили его. Не руками, не ногами, не ножом,
конечно, убили, а искрой — искру о железо вызвали и отправили ее
поразить старика. И старик, которого они жизни лишили, проклял наши
места. Вот что он сказал: «Ни голоса шамана, ни рева изюбря, ни стука
железа не хочу здесь слышать!» С тех пор нет в наших местах ни шамана,
ни изюбрей, ни кузнеца. Так и есть.
— И что, все в это предание верят?
— Ну конечно! Я хоть и старый коммунист, а приходится верить.
— Почему приходится?
— Жизнь подтверждает правоту.
Шаманская болезнь
— У меня дочь болела с малолетства. Сильно болела. Где только мы ее не
лечили, куда только не возили! А когда выросла, сама ездила лечиться
везде. Но все напрасно. Про нее говорили: отмечена богами. И вот так
маялась до 45 лет. Но время изменилось. Не только официальной медициной
стали люди пользоваться. Дочь обратилась к экстрасенсу. А тот ей и
говорит: «У вас шаманская болезнь». Сказал такое, а мы и не знаем, что
делать, куда бежать. В Улан-Удэ нас тогда отправили. Там мы пригласили
шамана. Он пришел и начал духов своих вызывать. Всех своих вызвал, а
тех, которые нам нужны, которых мы хотели, не может. Они даже лицом не
поворачиваются, общаться не желают. Тогда мы по совету этого шамана
поехали своим духам молиться. Сделали это, а через некоторое время снова
отправились в Улан-Удэ. Тот шаман, который нам предсказывал, направил
нас к одной женщине, которая сильнее его. Мы и ее пригласили. Ну что ж,
она своих духов призвала, эта женщина. А потом стала вдруг нам
рассказывать, что она видит. Ощущение было такое, будто летала она над
нашей Кударейкой. «Рядом с вами, — говорит, — речка течет, с двух сторон
ручейки в нее впадают. Лысая гора стоит, там большие белые камни лежат».
Говорит, а мы родные места узнаем. И откуда, скажите, она все это
узнала, бабушка из Анги?
Когда установили место, шаманка увидела там что-то такое, к чему
приближаться побоялась. Говорила, что страшное происходит. Это на берегу
озера пять человек убивали старика. И потом вдруг начала она перечислять
всех предков рода Сафьяновых и дошла до седьмого колена. Седьмым в
колене оказался шаман.
— А мы только до четвертого колена знали своих предков. А она
перечисляет дальше и дальше. И вдруг называет шамана по имени Малаха,
который жил лет триста назад. И даже обрисовала его: правого глаза нет,
лысый, кузнец. Кузнецами называют у нас сильных шаманов. Вот наш предок
был сильным шаманом-кузнецом. А потом эта шаманка называет имя сестры
Малахи — Манасха. Она тоже была шаманкой. Вот для нас было двойное
удивление!..
Так Сафьяновы узнавали о своем генеалогическом древе, корни которого
уходили в глубокое прошлое. И это было только начало.
«Наконец ты меня нашла!»
Агинская шаманка назначила Сафьяновым трижды провести нужный обряд и
молиться Малахе, как предку. Этот почивший предок оказался ключевой
фигурой в судьбе Сафьяновых. В 2008 году обряд провели в первый раз. —
Обрядили 13 берез, зарезали барана, все как положено. Шаманка стала
камлать. И он, сам предок-шаман, спустился к нам.
— Вы его видели?
— Нет, слышали. Он с нами разговаривал, используя тело шаманки. Вы
можете в это верить или не верить, но женщина при всем желании не может
так разговаривать — грубым мужским голосом, и реветь, как медведь. Он
сердитый к нам спустился: зачем, мол, меня спустили? Его все
уговаривают: «Потомки пришли тебе поклониться, помолиться, угостить». Он
подобрел и представился. Сказал, что ему 87 лет. Рассказал, что его отца
звали Онгоем. Тут я снова удивился — я знал, что нас, наш род, называли
Онгой, а почему — и не догадывался. И тут вдруг узнал.
Шаман Малаха, который подобрел, поев и выпив тарасуна, потом снова
рассвирепел. У Кирилла Марковича есть три брата, и поклониться предку
надо было всем родом. Но один брат болен, другой не смог оставить
хозяйство в Усть-Орде и приехать. Явились двое. И шаман начал
спрашивать, где остальные братья.
— Мы с братом лежим у его ног, а он нас палкой за братьев охаживает —
шаманка палкой бьет от его воли. Но потом отпустил нас. Все
присутствовавшие по очереди представились духу-шаману и задали ему свои
вопросы.
Бабушку Манасху тоже спустили с небес. И женщины к ней подходили.
Бабушка обрадовалась дочери Кирилла Марковича и сказала: «Наконец-то ты
нашла меня». Она и назначила Сафьяновым дату следующего обряда — через
год.
Призванные вынуждены соглашаться
Через год, в 2009-м, семья снова отправилась в Улан-Удэ. — А что
оставалось делать? — говорит Кирилл Маркович. — С шаманскими делами
шутки плохи.
В тот год шаманка вызвала им предков еще старше шамана Малахи — его
дедушку.
— Это уже за десять поколений. Он назвался Оксогоем, все про себя
рассказал. Потом спустили бабушку, и она все рассказала о себе. И эти
предки сказали, что они свои дары передали внукам — Малахе и Манасхе. Я
себе даже представить не мог! Мама моя рассказывала, что были в этих
местах раньше сильнейшие шаманы, могли на дерево одним махом взлететь,
раскаленное железо лизали, ножом себя протыкали — и ничего не случалось
с ними.
Таким образом Сафьяновы выяснили, что в их роду есть шаманы, что
шаманский дар передается обязательно парно — брату и сестре. И убийство,
которое совершили шаманы во времена Малахи, и последующее проклятие
старика лишили шаманов возможности передавать дар потомкам. И потомки
позабыли о них — и не молились, и не почитали. А сейчас связь с предками
восстанавливается.
— На третьем обряде дочери сказали, что она станет шаманкой в этом же
году. А сына спрашивают: «Кузнецом будешь?» А он не понимает. Они
настаивают: «Будешь?» Он не понимает. Тогда говорят устрашающе: «Если не
будешь — убьем». Старший брат подсказывает: отвечай, мол, буду, буду.
Вот так сын мой был вынужден согласиться. А куда денешься? Оксогой
сказал: «Стану тебя учить». На следующий год сделаем посвящение. Как раз
сыну сорок лет исполнится — только после сорока можно.
— Почему же нельзя отказаться?
— От такого не отказываются. Если Малаха и Манасха передают дар моим
детям, то это судьбоносное решение, так и будет. Кому попало такое не
дается. Иначе можно поплатиться жизнью и здоровьем — убьют. Он
рассказывает о случаях, ему известных. В Боханском районе молодой
парень, которого духи призвали быть шаманом, отказался от этого — и
совершил самоубийство. А другой случай говорит о том, что согласие
вылечивает кандидата в шаманы.
— Когда мы проводили обряд, подъехали отец и сын из Укыра. Сыну лет
16—17. Красивый, сильный парень, но падает — эпилептик. Мы разрешили,
чтобы они поучаствовали в нашем обряде и задали свои вопросы нашим
духам. Когда духи спустились, у больного мальчика случился припадок.
Через некоторое время он прошел посвящение — и никакой эпилепсии у него
не стало. Сейчас в Иркутске живет.
Духи подскажут, как удлинить жизнь
Но вообще Кирилл Маркович считает, что долгожданное освобождение далеких
предков и принятие дара его детьми — благоприятный фактор в жизни рода,
внушающий самые лучшие надежды. Во-первых, дочь перестанет болеть.
— Мне, как отцу, разве легко смотреть, как она мучается? Сейчас ее
здоровье наконец стало поправляться. Когда она начнет входить в транс —
в будущем году войдет, — недуг вообще отступит.
Через дочь, а точнее, через ее долгую и мучительную болезнь предки
давали знать о себе, искали связь с потомками. У нее ведь врожденная
шаманская метка — родимое пятно.
Во-вторых, перестанут умирать молодые парни и мужчины. Эта напасть
преследует род уже давно. Дочь Кирилла Марковича будет лечить любую
болезнь — пока только у родственников, до второго посвящения. Сейчас у
одного из них болеет дочь, у нее серьезная стадия рака. В этом году она
не умрет. Никто в роду не умрет — так пообещали духи.
— Дедушка сказал: «Я ворота вам закрыл на тот свет, никто не уйдет в
этом году».
Самому Кириллу Марковичу велели помолиться там, где он родился. — И
сказали: «Года продлить тебе надо». Наверное, это в знак благодарности
за то, что я организовал все это, что помог связь между предками и нами,
потомками, восстановить. Теперь вот думаю: как это, года продлить? В
следующий раз, на следующем обряде, надо будет спросить.
|