●
Шаман – человек знающий
"Путешествие в другие
миры: шаманизм народов Сибири" – крупнейшая в мире коллекция,
посвященная шаманизму. Выставка открылась в Этнографическом музее
Петербурга.
Не знаю, кто как, а я всякого шаманства несколько побаиваюсь. Более
того, я знаю, что многие разделяют мою настороженность. Тем интереснее
прийти на выставку и увидеть предметы, о которых знаешь, что к ним лучше
не прикасаться. А предметов этих – более 200. Они дают представление о
кетском и хантыйском мольбищах, о шаманском культе 25 коренных народов
Сибири. Это и шаманские бубны, и одежда, и лечебные амулеты, и бронзовые
латунные зеркала, и посохи, и изображения духов-помощников. Все это
помогает нарисовать картину мира, представление о вселенной и о душе.
Уникальные предметы были привезены исследователем Макаренко в 1908 году.
Говорит заведующая отделом фотографии Этнографического музея Карина
Соловьева:
– Самая главная идея – показать феномен традиционного мировоззрения
народов Сибири – шаманизм – во всех его проявлениях, многообразии. Наше
собрание является крупнейшим в мире по шаманизму, как фотографических,
так и вещевых экспонатов. Наши посетители смогут ознакомиться не только
с яркой атрибутикой шаманов, но и частично нами был реконструирован
шаманский чум и мольбища.
Это центр выставки, но я бы сказала, что это не чум, а "скелет" чума.
Говорит заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока
Валентина Горбачева:
– Шаманский чум – это специальное сооружение, которое строилось для
выполнения определенного обряда. В тот момент, когда проводилось
камлание, он был с покрышками, а потом, когда уже обряд заканчивался,
покрышки снимали. Центральная часть, вот этот шест, является связующим
элементом между мирами – Верхним и Нижним. Там прикреплен такой
символический путь шамана на небо – веревочка с колокольчиками. И шаман
по этой своеобразной лестнице, по этому пути во время камлания
отправлялся к божествам Верхнего мира, просил помощи для своих сородичей
в промысле, в лечении больных и так далее. Это обрядовый комплекс.
Строился только для выполнения одного обряда. Потом следующий обряд
проводился – уже строился другой чум. Рядом с чумом шаманским находились
добрые идолы. Олень и две фигурки – одна с копьем, другая с ружьем –
помогали шаману бороться со злыми духами. Рядом мифический мамонт-лось с
рогами и фигурки злых духов.
– Это же очень примитивные скульптуры – буквально бревно на козлах и
чуть-чуть придана форма...
– Да, кажется, что это примитивизм, но в то же время эти скульптуры
несли большую нагрузку. Здесь важную роль играли птицы. Гагара могла
путешествовать в Нижний мир, другие птицы – в Верхний мир, они помогали
шаману в путешествии. Вот здесь символическое дерево с божествами
Верхнего мира, вот восемь фигурок, сова, помощник шамана. Не было ни
одной лишней детали. Чум только в нашем музее существует, и предметы
шаманского чума тоже, ни в одном музее этих предметов нет.
– А шаманский костюм?
– Это костюм эвенкийского шамана, очень сильного. По самой одежде видно,
что у него дух-помощник – птица. Когда он отдавал эту одежду, Макаренко
стал говорить ему: "А вот эти предметы ваши поедут в Петербург, в музей
императора Александра Третьего, этнографический отдел, мы специально
собираем вещи". И шаман сказал: "Если белому царю нужно, то я отдам" и
снял часть подвесок, чтобы прикрепить для нового костюма, а этот костюм
отдал в музей.
– Есть и документальный фильм, снятый к выставке?
– Да, фильм сделан к выставке, плюс наши фотоматериалы, часть фрагментов
из Красногорского архива взята, и все совмещено с нашими экспонатами.
Выставка называется "Путешествие в другие миры", то есть посетитель
приходит из этого нашего мира – и попадает в другой мир. Он может
познать не только культуру, но и духовную сферу народов Сибири.
Слово "шаман" происходит от тунгусского глагола "са" ("знать"). То есть
шаман – это знающий человек, посредник между мирами духов и миром людей.
|