●
Освящение оваа поднимает дух народа
– В последнее время
всё чаще ставят оваа. Появились даже семейные, «персональные», оваа –
для одного рода, семьи. А надо ли это? Может быть хватит одной оваа на
всю местность, допустим, кожуун? С. Монгуш, Кызыл.
|
На вопрос читателя
отвечает шаман Кызыльской религиозной организации «Дунгур» Юрий Ооржак:
– Освящение оваа (прим.: насыпи из камней на перевалах, в какой-либо
местности) говорит о сохранении и возрождении древних традиций тувинцев.
Издревле мы связаны с природой единой пуповиной. Уважаем природу
и поклоняемся духам рек, тайги, различных местностей. Много людей
собирается на освящение аржаанов – целебных источников.
Прошлым летом наших шаманов часто приглашали на освящение оваа. Я только что
вернулся из Ак-Дуруга. Освящали необычную берёзу – из одного корня
выросли пять стволов. До старого дерева, освящённого ещё матерью тех,
кто меня пригласил, мы добирались долго – дорога была очень трудной,
чудом перешли через реку.
Обряд освящения оваа может быть как семейным, когда собирается только
одна семья, так и массовым, когда в нём принимают участие жители всей
округи. Тогда устраиваются празднества: после исполнения шаманом всех
обрядов, алгышей (прим.: шаманских песнопений-благопожеланий),
начинаются состязания по хурешу, скачки.
Если освятили какую-то местность, то необходимо туда наведываться –
менять выцветшие чалама (прим.: разноцветные ленточки), кадаки.
Освящение родных мест, оваа поднимает дух людей, их дорога будет
открытой, им сопутствует удача в делах. Проезжающие обязательно
остановятся возле оваа, привяжут чалама, сделают пусть небольшие, но от
всей души, подношения духам местности. И уедут уже воодушевлённые.
|