●
В РЭМ поселятся шаманы
«Путешествие в другие
миры: шаманизм народов Сибири» - выставка, представляющая крупнейшую в
мире коллекцию Российского этнографического музея (РЭМ), посвященную
шаманизму, откроется 18 мая.
Как сообщили в музее, на выставке можно будет увидеть кетское
и хантыйское мольбища и более 200 предметов шаманского культа 25
коренных народов Сибири, среди которых шаманская одежда и бубны,
лечебные амулеты, бронзовые и латунные зеркала, посохи, изображения
духов-помощников
Центральное место занимает комплекс предметов Шаманского чума. Он
включает скульптурное изображение духов Верхнего и Нижнего мира, - духов
помощников, сопровождавших шамана во время камлания и путешествия по
мирам Вселенной. Важнейшей частью являются алтайский, хакасский и
эвенкийский бубны с изображением Вселенной, одежда бурятского шамана
Дамба, эвенкийского шамана С.Урканова, чукотского шамана и корякской
шаманки Коля, так называемого «превращенного пола», а также алтайского,
селькупского, кетского, удэгейскаого и тофаларского шаманов. С помощью
лечебных амулетов, бронзовых и латунных зеркал, посохов, изображений
духов-помощников шаманов, представленных на выставке, можно будет
восстановить в воображении процесс «становления шамана», «промысловое
камлание», направленное на достижение удачи во время охоты или рыбного
промысла, а также гадание, лечение и проводы души умершего.
Впервые коллекции РЭМ, посвященные шаманизму, были показаны на выставке
1992 года: в советские годы «шаманская тема» была запретной и шаманизмом
как направлением мало кто занимался. За прошедшие с тех пор 18 лет
коллекции видели только посетители европейских музеев, по которым она
«гастролировала», но, по словам исследователей, за это время им удалось
существенно продвинуться по пути изучения собрания, в частности,
восстановить имена шаманов, которым принадлежали предметы и теперь
одежда и атрибуты представленные на выставке «персонифицированы». Кроме
того, в нынешней экспозиции более полноценно использован документальный
материал. В частности, на экспозиции будет демонстрироваться фильм, в
который вошли съемки удэгейского шамана, сделанные в 1928 году года
знаменитым режиссером Литвиновым. Кроме этих уникальных кадров,
музейщики обещают показать видеозаписи камланий сделанные в 1941 году у
тувинцев и 70-е годы у нганасанов.
По словам одного из авторов выставки Карины Соловьевой, в коллекции РЭМ
хранятся вещи, приобретать которые всегда было очень трудно, а сейчас
просто невозможно. Но тем не менее, РЭМ обладает крупнейшей коллекцией
по шаманизму в мире. «Мы владеем собранием из более чем 60 костюмов, у
нас хранится единственное мольбище – его привез от эвенков знаменитый
ученый Макаренко. Часть именно этого святилища реконструирована на
выставке».
Сам термин «шаманизм», применяемый сегодня к обозначению духовной
традиции характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной
и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири.
Он происходит от тунгусского глагола «СА», что означает «знать». Таким
образом, слово определило саму суть явления: «шаман» - это «знающий
человек», который осуществляет посредническую связь между миром духов и
миром людей.
Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. «Избрание»
сопровождается особым психологическим состоянием – «шаманской болезнью»,
на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, - ищет уединения,
иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных
традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью.
Считалось, что если «заболевший» не потомственный шаман, то в него
вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким
образом призывает его взять на себя ответственность за судьбу
соплеменников. Такое «избрание» человека духами может произойти и в
возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.
«Белые» и «черные» шаманы делили между собой сферы влияний. Считается,
что «белые» шаманы могли камлать только небесным духам, а «черные»,
которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих
«путешествий» могли обращаться к небесным духам. Якутские, эвенкийские и
бурятские шаманы считались самыми сильными в Сибири.
|