●
Иркутским шаманам подарили кусочек Америки
В минувшие выходные шаманская община «Сахилгаан» принимала гостей из
Америки. В рамках культурного обмена и борьбы за сохранение традиций
коренного населения в Усть-Ордынский приехали бывший инспектор лесной
службы бассейна озера Тахо (Калифорния), ныне член совета директоров
общественной организации «Тахо-Байкал» Боб Харрис с женой и
единомышленницей Колин. Цель приезда была обозначена как ознакомление с
проблемами и рассмотрение возможности содействия коренному бурятскому
населению в законодательной защите святых национальных территорий. А
также обмен опытом индейцев племени вашо, живущих на восточном побережье
озера Тахо.
|
Хроника американо-бурятской дружбы
Сейчас трудно сказать, когда точно началась пока заочная дружба
эхирит-булагатских бурят и индейцев племени вашо. Это стало возможным
благодаря двум событиям, произошедшим в конце 90-х годов. Тогда историк
Петр Ажунов и его жена, доктор филологических наук Эржена Хамаганова, по
контракту работая в Индианском университете, познакомились с индейцами
вашо и отметили, что во многом проблемы коренных народов похожи в
Америке и в России.
Примерно в то же время, в 1998 году, состоялся первый визит в Усть-Орду
делегации из трех человек, возглавляемых Эдом Ги, который в то время был
начальником службы охраны лесов штата Калифорния (сейчас он работает
главой одного из департаментов федеральной службы охраны лесов США). Эд
приехал на бурятскую землю с профессиональными, а не этнографическими
целями — его интересовали вопросы экологии и местный опыт охраны,
воспроизводства и ведения лесного хозяйства. Эд Ги побывал в Олонках, в
лесхозе «Кировский», а в рамках культурной программы познакомился с
местными обычаями и шаманизмом, сделав вывод, что во многом проблемы
коренных народов похожи в Америке и в России.
На этом стыке двух интересов по одному вопросу они и сошлись с Петром
Ажуновым, и уже летом того же года, а затем в 1999 году были
организованы первые эколагеря для американской молодежи — 15 молодых
американских ботаников работали и жили в тайге, сначала в деревне
Байтага, затем в селе Хуты. Тогда же планировалось организовать
ежегодный обмен молодежными делегациями между УОБО и Калифорнией, но по
никому не известным причинам тогдашнее руководство округа инициативу не
поддержало, и непосредственные контакты прервались на неопределенное
время.
Однако зерно сотрудничества уже упало на благотворную почву
взаимопонимания. И в 2003 году к эхирит-булагатским шаманам приехал с
дружественным визитом Мелан, один из индейских вождей. Его возили на
святую гору Манхай, где провели обряды поклонения хозяевам горы и
дорожным старцам (так как Мелан находился в дороге).
Мелан был поражен, насколько похожи обряды обоих народов, отметив, что у
индейцев вашо также перед обрядом принято проводить очищение благовонной
травой (у нас используется чабрец, богородская трава), а сам обряд
проводят также с использованием белой пищи. Из чего вождь сделал смелое
предположение, что американские индейцы и буряты братья не только по
духу, но, возможно, и по крови.
В итоге вождь предложил устроить обмен детскими делегациями между
индейцами и устьордынцами, но и это предложение не нашло отклика и
поддержки в окружной администрации того времени.
Добро пожаловать, мистер Харрис!
Тем временем Эдда Ги на посту сменил Боб Харрис, приняв по наследству
заботу об индейцах, живущих на его территории: побережье Тахо, где живут
вашо, исторически принадлежали им, однако сейчас являются федеральной
собственностью.
Эд Ги или сами индейцы рассказали Бобу о бурятских братьях — уже
неважно, но мистер Харрис решил продолжить и закончить проект по
аналогичной защите бурятских святых мест. Приезд Боба Харриса давно
обсуждался, минувшей зимой его запланировали на лето, и наконец поездка
состоялась: чета Харрис через Монголию и Бурятию наконец приехала в
Усть-Ордынский округ.
— Харрисы обязательно хотели побывать на Байкале. Они говорили, что у
индейцев вашо особое, мистическое отношение к озеру, — рассказал
исполнительный директор «Сахилгаана» Игорь Олзоев. — Боб и его жена
Колин помогали индейцам в юридическом оформлении неприкосновенности
святых мест вашо, они учат индейских детей, помогают в решении
социальных проблем, которые, к сожалению, такие же, как и у бурят, —
алкоголизм, наркомания, преступность. Кроме того, у них и у нас
одинаковые проблемы в сохранении национальных святынь — это и стихийный
туризм, и формирование неправильного освещения религиозных традиций.
Цель нынешнего визита — помощь в вопросах сохранения священных мест, в
юридическом оформлении статусов особо охраняемых территорий.
До официальной встречи с шаманами и представителями районной и областной
властей супругов Харрисов повезли на место первого эколагеря в село Хуты.
Местный старейшина Василий Ажунов провел обряд поклонения духам
местности на хушуне Нуурэ эрье (хушун — одно из нескольких названий
святых мест. Нуурэ-эрье дословно переводится с бурятского как «берег
озера». — Прим. авт.).
Гостям вручили именную баранину
К встрече дорогих гостей с соблюдением всех бурятских традиций
готовились с утра воскресенья. В поле за Усть-Ордынским установили
котлы, принесли в жертву барана. Мы обратили внимание на то, что
разделывали барана только специальными бурятскими ножами для мяса —
односторонней заточки. Как объяснил шаман Александр Хантуев, в особо
торжественных случаях, когда приглашаются почетные гости, им готовят
именные блюда.
Главному гостю, Бобу Харрису, полагается преподнести тоолээ — голову
барана. Для Колин приготовили хото — это бараний желудок, начиненный
кровью, молоком и луком. Грудина досталась первому заму главы округа
Андрею Калашникову. Вообще-то предполагалось, что ее получит Анатолий
Дьячков, но буквально накануне был назначен новый окружной глава, Борис
Данилов, а он не смог принять приглашение в связи с сильной
загруженностью, связанной именно с новым назначением.
Лопатки преподнесли главе Эхирит-Булагатского района Игорю Усову и члену
Общественной палаты Иркутской области Сергею Босхолову. Именные блюда
вручал глава старейшин Терентий Шабаев.
Впрочем, американские гости попробовали все блюда традиционной бурятской
кухни — саламат, бараний бульон, позы, им предложили даже немного
экзотики, преподнеся сырые бараньи мозги. Колин, вежливо улыбаясь,
отказалась пробовать последнее блюдо. Американских гостей очень удивило,
когда у них забрали по кусочку именного блюда и куда-то унесли. Еще
больше они удивились, узнав, что кусочки отправляются в жертвенный огонь
и что таким образом они только что благодарили духов предков этой земли
и просили их о помощи и защите в дороге.
Сергей Босхолов от имени Общественной палаты приветствовал американских
гостей на бурятской земле и заверил, что он и в дальнейшем будет
содействовать развитию проекта «Тахо-Байкал».
— Мы выражаем вам огромную признательность за вашу нужную и полезную
работу. В шаманских традициях есть закон: если делаешь добро другим, то
духи предков отплачивают еще большим добром. Вам воздастся сторицей и
вашим детям и внукам, — отметил Сергей Босхолов.
Он подарил супругам Харрис издание бурятского эпоса «Гэсэр», а шаманы
одобрительно кивали головами, усматривая в этом знак грядущей помощи и
содействия со стороны нынешней администрации.
Сбылась мечта о Байкале
В перерыве удалось немного поговорить и с Колин Харрис. Она рассказала,
что на протяжении последних четырех лет общалась с Эрженой Хамагановой,
одной из организаторов нынешней поездки, много узнала о Байкале и давно
уже мечтала побывать на берегу священного озера.
— Обычно туристов пугают, что Россия — малоцивилизованная страна, и чем
дальше на восток, тем хуже живут люди...
— О, нет-нет. О красотах я была уже наслышана. Но то, что мы здесь
увидели, — это превзошло все мои ожидания. Это прекрасные места и
удивительные люди. И я здесь нахожусь не в качестве досужего туриста, а
занимаюсь поиском людей, которые могут принимать участие в обмене
делегациями между Калифорнией и Сибирью.
— Вы принимаете участие в работе мужа?
— Да, я очень много общаюсь с племенами вашо — они очень похожи на
бурят. Я посещаю все племенные собрания и усердно занимаюсь
установлением контактов с этими племенами.
— Обряды бурятских шаманов и индейцев похожи?
— Я была очень удивлена, насколько много похожего в совершении обрядов.
У вас так же много святых мест, к ним так же почтительно относятся, и
многие из них очень похожи на святыни озера Тахо. Очень много похожих
традиций. Я была тронута отношениями между детьми и родителями в
бурятских семьях, меня потрясло почитание старых людей молодежью.
— В чем вы видите свою помощь в сохранении бурятских святынь?
— Когда мы вернемся обратно, я представлю в институте «Тахо-Байкал» все
накопленные материалы, фотографии, расскажу о том, что видела. И мы
выработаем стратегию по оказанию культурной помощи, организации обмена
опытом, постараемся найти общие места в природоохранном законодательстве
или составить вам проекты законов, которые работают у нас.
— Какие сувениры друзьям вы привезете с Байкала?
— В основном это фотографии традиций, обрядов. И очень много фотографий
еды, которую я пробовала или побоялась пробовать на этих обрядах.
Например, голова барана, преподнесенная мужу. Я никогда не пила до сих
пор чай с молоком. И вообще, я впервые видела так много разной еды в
таком изобилии. Много фотографий духовных мест, мест поклонений. Мы
живем одними целями, у нас одинаковые интересы. Мы вообще одинаковые.
— У вас с мужем на шее висят одинаковые кожаные фенечки с какой-то
языческой символикой. Это охранные амулеты, которые вам дали в дорогу
вожди вашо?
— Нет, это нам вчера в музее истории округа подарили, — ответили миссис
Харрис несколько растерянно.
Как индейцы вашо вернулись домой и занялись международным туризмом
В своем алаверды Боб Харрис рассказал о жизни индейцев вашо и своей
работе по возвращению индейцам коренных территорий.
Вашо жили на берегах Тахо с древних времен, но в XVIII веке они были
оттеснены бледнолицыми на 300 километров на восток. Двадцать лет назад
Боб присоединился к работе по возвращению индейцев на их коренные
территории и сохранению этих территорий. Сейчас они живут на восточном
берегу Тахо, но земля им не принадлежит — она представляет собой
федеральную собственность.
Однако вашо получили привилегированные права в использовании этих земель
— например, они получили лицензию на туристический бизнес, и сегодня
побережье — это огромная рекреационная зона, где, по словам Петра
Ажунова, земля на вес золота, а может, и дороже. Был построен культурный
центр вашо, где туристам рассказывают о своих ценностях и культуре,
привлекают к работе молодых индейцев, устраивают презентации. Сегодня на
этой территории расположены пять деревень племени, в которых живут около
десяти тысяч человек.
— Тогда я впервые встретился с вождями вашо. Мы посетили их лагерь, нам
показали обряды индейских шаманов, объяснили, насколько вашо почитают
свои земли. Это помогло мне в осознании важности проекта по сохранению
индейских земель, — рассказал Боб Харрис.
Первым своим успехом он считает спасение скалы рядом с озером Тахо. На
нее нанесен древний рисунок, в верхней части которого зашифровано, как
должны жить и что должны делать индейцы вашо. По преданию, племя
родилось именно около этой скалы. Много лет святая скала и рисунок
подвергались систематическому осквернению. В этом американские туристы
оказались ничуть не лучше наших — норовили забраться на скалу,
сфотографироваться, оставить надпись «Джонни и Рэчел были здесь» с датой
и каким-нибудь идиотским рисунком.
Стараниями мистера Харриса и его супруги был принят федеральный закон о
защите рисунка как культурного объекта, имеющего национальное значение.
— У нас в стране люди склонны легко относиться к подобным законам, —
открыл я Бобу глаза на особенности отечественного менталитета. — Ваш
закон подразумевает какие-то практические, может даже карательные меры
по защите подобных объектов?
— Да, за его нарушение предусмотрено наказание — нарушителей ждет
судебное разбирательство, и их либо штрафуют, либо подвергают заключению
в тюрьму, — объяснил мистер Харрис. — Выполнение закона возложено на
местные власти.
Кроме того, вашо известны своим народным промыслом — они исстари плетут
корзины из растения ферн. Поэтому племена очень бережно относятся к тем
местам, где растет этот кустарник. Стараниями четы Харрисов в этих
местах установили заграждения, и там теперь запрещено любое
строительство или тому подобная деятельность.
По поводу своего содействия жителям УОБО в рамках проекта «Тахо-Байкал»
Боб Харрис высказался несколько прекраснодушно — государство должно
знать, где находятся святые места бурят, поэтому ему, государству, нужно
об этом сказать, и оно должно начать их защищать.
— Я не знаю, как у вас работают госслужбы, но мы будем работать вместе с
ними, и все у нас получится, — заверил Боб Харрис шаманов. — Проблема
состоит в том, что люди не знают, что находятся на святых местах,
поэтому ведут себя неподобающе. И первым делом нужно выделить эти места
— установить специальные дорожные знаки, нанести их на карты.
Спич мистера Харриса вызвал большое оживление аудитории. Шаманы решили,
что обязательно поставят вопрос о сохранении своих святых мест на
осенней сессии дум Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов,
делегируя туда представителей от «Сахилгаана».
— У нас есть два озера и три горы, вопрос с которыми нужно решать прямо
сейчас, — это Байтаг, Манхай, Капсал, долина реки Куды, — подвел итоги
Петр Ажунов. — У нас ведь нет врагов, нет противников этого проекта.
Нужно просто не распылять силы, а скоординировать усилия в одном
направлении.
Десять бурятских соток на берегу Тахо
Петр Ажунов рассказал о том, что практически решен вопрос с организацией
визит-центра УОБО на берегу озера Тахо. Для этих целей выделили порядка
десяти соток земли, а в самом американском филиале института
«Тахо-Байкал» даже нашли две бурятские юрты. Вожди племени тахо дали
свое согласие на их установку и организацию визит-центра, и этой осенью
представители общины «Сахилгаан» поедут с ответным визитом к вашо.
В рамках этого визита юрты будут установлены, а шаманы проведут обряд их
освящения. В Калифорнии живут около сорока этнических бурят. И одна из
предполагаемых целей создания визит-центра УОБО на берегу Тахо — помочь
вернуть им национальную самоидентификацию, проводить для них обряды,
начать их общение с родственными им по духу вождями племен.
Со своей стороны мистер Харрис подтвердил, что организация кусочка
бурятской земли в Калифорнии — это корректно поставленный вопрос. Он
пока не может сказать, будет ли визит-центр использоваться для
коммерческого туризма, но постоянный обмен культурными делегациями вашо
и бурятских шаманов стоит в списке задач одним из первых.
|