●
Немецкий «путь шамана»
Германия – страна, которая вряд ли у кого-то ассоциируется с шаманизмом.
Тем ни менее наш сегодняшний собеседник – Герберт Вагнер, посвятивший
жизнь изучению музыкальной культуры тувинского народа и в частности –
музыкального мира тувинских шаманов, – немец.
|
Он родился в Баварии в 1963 году. Изучал в университете математику и
информатику, его основная профессия – компьютерная картография.
Зарабатывая достаточно для того, чтобы раз в несколько лет предпринять
дальнее путешествие, он приезжает в «шаманские» автономии России – Туву,
Якутию, Эвенкию. Каждый раз Герберт непременно заезжает и в Красноярск,
где дает бесплатные концерты.
Ученый-этнограф, доктор исторических наук, патриарх шамановедения и
пожизненный президент тувинских шаманов Монгуш Кенин-Лопсан написал по
этому случаю официальное письмо: «Герберт Вагнер – замечательный шаман,
он своим искусством и шаманской мелодией принесет счастье людям самых
разных национальностей. Подтверждаю, что он поистине шаман международной
категории». Наш герой этим письмом очень гордится, ведь он –
единственный иностранец, которого тувинские шаманы признали за своего.
– Когда я приехал в Туву на фестиваль в первый раз в 2004 году, мне было
сложно. К тому же тогда я не понимал ни слова по-русски. Сейчас все
иначе, во многом благодаря Кенин-Лопсану – старому и мудрому человеку,
оказавшему мне столь высокую честь. Это лучшая рекомендация для меня,
которая помогает мне в путешествиях общаться с другими шаманами, говорит
им о серьезности моих намерений.
Меня давно интересуют древние культуры. Вообще, если в это углубляться,
то можно узнать для себя много неожиданного, например то, что индийские
мантры во многом схожи с якутскими.
Шаман – общий термин
– Расскажи о том, как ты стал увлекаться культурой коренных народов
Сибири. Какой твой «путь шамана»?
– В 14 лет я понял, что со мной что-то не так, стал видеть и чувствовать
вещи, которые другие не понимали. Пятнадцать лет я пытался разобраться в
себе, понять, почему вижу что-то недоступное другим, помогла мне музыка.
Начал давать концерты. Музыку я играл, непохожую на европейскую. Первое
время организаторы подходили ко мне и говорили: «Ну, спасибо, Герберт, –
вся публика разбежалась!» Но я об этом не думал – мне нравилось играть,
и я знал, что все делаю правильно.
Когда я первый раз приехал в Туву и встретился с шаманами, они мне
сказали: «Мы не знаем, откуда у тебя такая сила, кто тебя научил играть
так быстро, но это нечто особенное и невозможное. Как ты это делаешь?
Кто твои учителя?» Я до сих пор не знаю, что отвечать на подобные
вопросы. Я люблю играть музыку и все, а опытом со мной делились многие
люди в Африке, Австралии, Якутии, Туве. Некоторые инструменты освоил
самостоятельно. Я стараюсь везде найти что-то подходящее мне.
Возле своего дома в Баварии построил монгольскую юрту и открыл в ней
«шаманский центр». «Шаманским центром» я называю его в шутку, потому что
таких сейчас очень много в Европе, люди там что-то изучают и всерьез
считают себя шаманами. Но на самом деле не имеют ни дара предвидения, ни
многолетней практики. Таких процентов 95. Однако за неделю шаманом не
становятся.
Раз в неделю я выступаю в своем «шаман-центре», рассказываю о поездках,
играю музыку, стараюсь помочь людям, которых интересуют те же вещи, что
и меня. Мечтаю поставить еще пару юрт – чайную и юрту-гостиницу, для
удобства приезжих.
– Какое место у шамана в современном мире? На твой шаманский взгляд, кто
это вообще такие?
– Это люди, которые знают, как гармонизировать ту или иную ситуацию,
пространство вокруг человека. Шаман – это общее название. Даже в Сибири
не везде используется это слово, существует множество названий. В Европе
– друиды, например, но они не шаманы. В Америке некоторых индейцев тоже
неверно называют шаманами, хотя они скорее «медицинманы» – знахари,
лекари. Разные вещи!
В Якутии, где существует около сотни различных шаманств, есть такие
называния, как «адаган», или «аюн». В Туве тоже все очень неоднородно.
Сейчас в мире это слово применяют ко всему. Появился даже термин
«шаманизм», который сам по себе ничего не обозначает.
– Нередко шаманами называют самых неожиданных персонажей. Например,
кто-то считает, что Гитлер занимался камланием – с его криками,
жестикуляцией.
– Вот еще один пример того, как слово «шаман» неверно трактуется.
Конечно, это абсурд – читайте историю! Гитлер был не шаманом, а скорее
очень злым черным магом, что видно и по символике, и по его деяниям.
Музыка как путешествие
– Все музыки (именно так – музык много) можно условно разделить на те,
которые пишутся для выражения каких-то своих мыслей и чувств, и те,
которые для автора и исполнителя являются ключом к познанию Вселенной.
Приверженцем, какого из этих двух направлений можно назвать тебя?
– Никакого. Моя музыка – это мой первый, мой самый естественный язык, на
котором я говорю с людьми. Я могу общаться по-немецки, по-баварски,
по-русски, по-английски, но не все меня поймут. Когда я играю – меня
понимает любой, независимо от языковой принадлежности.
Я был музыкантом, который работал как шаман, но сам об этом не
догадывался. Когда я играю музыку, я как будто путешествую во времени,
и, когда перестаю играть, у меня всегда появляются новые впечатления и
знания. Как у туриста, вернувшегося из отпуска. И так было всегда.
Музыка для меня не способ зарабатывать деньги, для меня важно другое.
Мне нравится осваивать новые инструменты, встречать разных людей,
ощущать, что они чувствуют мою музыку. Я люблю импровизировать, и в
будущим надеюсь выступить совместно с другими музыкантами. В Якутске я
совершенно бесплатно играл по три-четыре концерта каждый день.
Это очень много, но все с лихвой окупается возможностью получить новые
впечатления, внутренне обогатиться, пообщаться с аудиторией, узнать, как
она воспринимает то, что я делаю. У меня на родине тоже есть люди,
которые любят и чувствуют мою музыку, но их, к сожалению, мало. В Сибири
же я нашел аудиторию.
Меня еще не приглашали выступить в Москве или Санкт-Петербурге, но я бы
очень этого хотел. В больших городах и слушателей всегда больше.
– Как твои родители относятся к твоему столь экзотическому для Европы
увлечению?
- Мой отец, к сожалению, умер 25 лет назад. А мама жива до сих пор, и ей
очень нравится слушать, как я музицирую.
– А что ты сам предпочитаешь слушать? Вагнера?
– Музыку я почти не слушаю. У меня дома нет телевизора, нет радио и
всего несколько компакт-дисков с якутской и тувинской музыкой, я их
слушаю два-три раза в год. Если мне хочется музыки, я сам себе играю,
так что можно сказать, что я предпочитаю Вагнера, но не Рихарда.
(Улыбается.)
Стереотипам не подвержен
– За рубежом о России существует стереотипное представление – мороз,
валенки, балалайка…
– Да, это так. Но я не был подвержен стереотипам, как многие другие.
Перед тем как приехать в Россию первый раз, я десять лет собирал
информацию о ней, читал о культуре Тувы, слушал горловое пение. В
интернете много чего нашел. Когда приехал, я сам мог оценить, что из
написанного – правда, а что нет. Естественно, я много слышал, что в
России по улицам ходят медведи…
– Кстати, иногда действительно ходят. Теплыми зимами, когда им не
спится, они выходят к людям в поисках пищи.
– Еще я читал, что вы все время пьете в огромных количествах водку.
Знаю, что некоторые так и делают, но меня они не интересуют, как и им
вряд ли будет интересно то, чем я занимаюсь. Здесь я общаюсь с шаманами,
студентами, музыкантами, докторами, преподавателями, и я не видел, чтобы
они пили много водки. Иногда, может, и пьют, но не так много, как я
слышал по телевизору.
– А ты сам пробовал русскую водку?
– Нет, я не употребляю алкоголь уже 17 лет. И люди знают, что я не пью,
и не предлагают мне, когда я бываю в гостях. Пить для шамана – это очень
плохо, в Туве я видел, как некоторые применяют алкоголь в своих
ритуалах, но это неправильно. Я об этом сказал, но мне возразили, что я
не понимаю традиции. Но тогда это неправильные традиции, потому что
настоящий шаман знает, что алкоголь может сделать людям только плохо.
|