●
Выставки шаманов и этнографов
13 сентября в культурном центре Индрикград на Винзаводе начала работать
серия тематических художественных выставок, приуроченных к открытию
этнографического фестиваля мастеров духовных практик и неошаманских
психотехнологий «Конь-самолет или Небесное зеркало».
Фестиваль призван собрать поклонников этнокультуры, практикующих шаманов
и открывающих для себя шаманизм неофитов, людей увлекающихся духовными
практиками и целительством, а также творческих людей и ценителей
экзотики. Как раз последним наверняка придутся по вкусу работы
художников и исследователей-этнографов, которые в разных жанрах и с
разных ракурсов знакомят зрителей с традиционными и нетрадиционными
формами шаманских практик, с бытовой и религиозной культурой малых
народов, с символичными героями древних культов – будь то
женщина-хранительница или зверь-защитник.
Пространство выставок не ограничивается только художественными работами.
Здесь можно увидеть в чем-то наивную, но содержательную по сути выставку
«Шаманские куклы (ээрены)» тувинской шаманки Веры Сажиной. Выполненные
из природных материалов и подручных средств куклы похожи на те, что
мастерят дети для своих игр, но каждая из них несет особый смысл, имеет
свое имя и по традиционным верованиям является вместилищем духа
местности или духа священного животного. Когда всматриваешься в
глаза-пуговки тряпичного «Духа земли» или пытаешься понять грусть и
отчужденность куклы «Закрывающая лицо» - появляется стойкое ощущение,
что с «той стороны» тебя тоже изучают и пытаются сказать что-то важное.
Поэтому жутковато оставаться наедине с ээренами.
Также впечатляет выставка «Первобытные» впервые с карандашом», на
которой представлены работы ненцев, собранные этнографом Максимом
Сергеевичем Синицыным во время Карской научной экспедиции в 1944 - 52
гг. Трогательные рисунки ненецких детей, многие из которых нарисованы на
полях в ученических тетрадях вперемешку с прописью слов «мама», «юрта»,
«собака», удивительным образом напоминают наскальные изображения
Северной и Центральной Азии, что говорит о схожести мировоззрения,
миропонимания окружающего пространства целых поколений коренных народов.
Например, интересна работа «Загон для оленей» Салиндер Пейду, которая с
перспективы птичьего полета изобразила положение жилищ и хозяйственный
цикл работ своего селения. Создание работ с такой перспективы
повторяются во многих шаманских наскальных изображениях не только Сибири
и Севера, но и в пещерах Африки, южной Франции.
Цикл работ «Нападение волка», созданный бригадой молодых ненцев,
объединен общим рассказом о нападении волка на оленевода и его стадо в
тундре. Это своего рода первый ненецкий комикс для детей, который по
своему графическому исполнению также напоминает наскальную живопись
северных народов.
Графика О. Диксона раскрывает шаманскую мифологию в новом ее осмыслении:
открытая подача экспрессии, сексуальности, не прикрытое волнение и
вместе с тем гармония и философское спокойствие: «Все в мире движется по
кругу, мы думаем, что будем жить вечно, но вечны только, небо, горы,
вода, а все мы лишь гости для этого мира».
Выставки дают возможность познакомиться с малоизученной культурой
шаманизма, стать свидетелем возрождения древних духовных практик и
развития новых течений, а также соприкоснуться с уникальными этническими
традициями и знаниями коренных народов.
|