●
Тыва приняла эстафету мирового шаманизма
По Тыве путешествует
бубен мира. Международный проект под девизом "Остановить войну между
человеком и природой" придумали норвежские шаманы. Они и запустили
гулять по планете священный шаманский символ. В Россию бубен прибыл с
Филиппин. Продолжение маршрута - в Японии. Но на ближайший месяц центр
мирового шаманизма обосновался в юго-восточной Сибири.
|
В Кызыле места, где
живут шаманы, знают все: деревянный дом - шаманский центр "Адыг ээрен",
что в переводе значит "дух медведя". Этот дух, считают здесь, есть в
каждом человеке. В избушку недавно привезли ценную посылку. Доставлена
самолетом международной почтовой службой. Из Норвегии - бубен мира.
Тывинские шаманы этот бубен снова упаковывают - его нужно отвезти в
священное место.
Серебрянка - место называют по имени здешней речки, притока Енисея.
Правительство республики выделило шаманам 4 гектара священной для них
земли. Скоро большинство шаманов из Кызыла переедет сюда. "Где-то вот
здесь, с этой стороны, мы юрточный городок сделаем и будем принимать
людей. Здесь мы откроем центр шаманизма, здесь, в Тыве", - рассказывает
Кара-оол Допчун-оол, председатель шаманской организации "Адыг ээрен".
Его изготовил по просьбе Белой Пумы сын Лисы. Так зовут норвежских
шаманов, приславших бубен. Он облетел полмира, а в России его решено
было передать именно тывинским шаманам - как хранителям древних традиций
Азии. "У меня есть атрибуты шаманские, стрелы, они помнят Чингисхана.
Наш род не прерывался и будет продолжаться, свои знания передам детям и
внукам", - говорит Кара-оол Допчун-оол.
Шамана никто не учит, кроме духов, и он нигде не учится. Но если в своей
семье шаман увидел, что дети переняли его дар, он обязательно передаст
им свои навыки и знания.
Дмитрий Марков - пока единственный русский тывинский шаман. Проводит
обряды уже 4 года. "До этого момента я работал сварщиком. Жил обычной
жизнью с женой норвежской и двумя детьми. В Норвегии 12 лет", -
рассказывает Марков, шаман "Небесного огня".
Крупных шаманских центров в Кызыле - не больше десятка. Но шаманов
вообще в республике очень много. Их трудно посчитать; известно лишь, что
большинство тувинских семей вызывает шамана на дом хотя бы раз в год.
Председатель централизованной религиозной организации тывинских шаманов
"Тос-дээр" ("Девять небес" Ай-Чурек Оюн считает, что не всем шаманам
стоит доверять: "На самом деле в Тыве шаманов мало. Потомственных
шаманов много - сейчас мода: у кого бабушка была, и вот нитка эта
потомственная идет, и все становятся шаманами".
С приходом советской власти шаманство в Тыве ушло в "подполье". Семьи
шаманов подвергали репрессиям. Фотографии старой шаманки из материалов
уголовного дела: в НКВД ее считали японской шпионкой. Молодой республике
не нужны были впадающие в транс колдуны, которые бьют в бубен и гадают
на бараньей лопатке. Шаманов исследователи изучали тайком,
факультативно. В Тыве этим занимался Монгуш Кенин-Лопсан, доктор
исторических наук, этнолог, которого сейчас почитают все тувинские
шаманы: "Солнце, его символизирует бубен. Да здравствует бубен!"
На площадке в городском парке развели ритуальный костер. Каждый
старается успеть подойти к бубну мира, пока не погас огонь. Ведь он
кормит добрых духов. А после принято собирать пепел: его нужно отнести
домой, чтобы сила духов охраняла жилище. Летом бубен мира отправится из
Тывы в Японию.
Большинство жителей средней полосы России ходит в церковь, празднует
Рождество и Пасху. И в то же время многие прыгают через костер на Ивана
Купала и уж тем более "отмечают" Масленицу. Так и в Тыве: люди идут к
ламе, чтут все буддийские праздники и обряды. И в то же время вызывают
на дом шамана, дабы поправить здоровье, благосостояние или дела
семейные. Для тывинцев шаманы - не экзотика. Это древняя традиция, в
действенность которой многие искренне верят.
|