●
Шаман – не губернатор
Одна из нашумевших тем недели - почти сенсационная новость о том, что в
стране объявлены выборы Верховного шамана России. Она не на шутку
встревожила шаманское сообщество Тувы. По крайней мере, в республике к
этой идее отнеслись даже не скептически, а, скорее, негативно. Ведущие
шаманы собрались на своеобразный совет, чтобы определить свою позицию.
Они с интересом рассмотрели список потенциальных претендентов на новую
должность, который появился на сайте «Шаманство.ру». Список большой, на
трёх страницах, и Туве оказана большая честь – из 188 там 52 фамилии
тувинских шаманов.
В Туве официально легально практикуют более 300 шаманов.
Основной довод тувинских шаманов таков: шаман – не губернатор, не
президент и даже не верховное религиозное лицо, чтобы избирать или быть
избранным. Шаман – это плоть от плоти земли, своего народа, а выборы –
это уже политика, к которой шаманизм по определению не должен иметь
отношения.
"Это же политика, - говорит шаман общества «Дунгур» Ниюля Тюлюш. - А мы
не занимаемся политикой. Удел этих людей – врачевать души, тела,
совершать обряды, а не руководить сверху, в том числе и другими
регионами, где у каждого своя специфика".
Тем более, шаманы изначально не имели никакой организации, они по
определению индивидуалисты, убежден доктор исторических наук, профессор
Тувинского университета Николай Абаев. " Под законодательство о религии
и религиозной деятельности подпадают организованные конфессии. А
шаманство оно изначально не имело организации, - говорит ученый. - Шаман
- он по определению индивидуалист. Он занимается деятельностью, которую
по сути нельзя назвать религиозной. Ведь всякая религия – это учение,
это философия, этика, это организованные формы как протестантские
общины, как христианская церковь, как буддийская сингха, например.
Ничего подобного изначально у шаманства не было и, по сути, нет".
Вот что на сей счет говорит руководитель шаманского общества «Тос-Дээр»,
одна из самых популярных шаманок Тувы Ай-Чурек Оюн: "Если верховный
шаман из Якутии будет, или из Бурятии будет, то мне придется каждый год
туда ездить и там совершать все обряды. Я - против. Я всегда совершаю
обряды, ритуалы, связанные с духами, ближе к своей земле…"
Так зачем же понадобилось будировать вопрос о верховном шамане всея
Руси? Вот мнение признанного в Туве авторитета в области религиоведения,
доктора исторических наук, профессора Николая Абаева: "Государство уже
неоднократно предпринимало попытки как-то упорядочить деятельность
различных колдунов, шаманов, целителей. С точки зрения Минздрава она
никак не упорядочена. Трудно контролировать. Попытка создать
всероссийскую организацию, избрать верховного шамана это – попытка взять
их под контроль".
Что касается Тувы, то здесь уже есть неоспоримый авторитет в области
шаманизма, человек, которого признают своим духовным лидером все шаманы
республики – это Монгуш Кенин-Лопсан, который 12 апреля отметил свое
84-летие.
Доктор исторических наук, действительный член Нью-Йоркской Академии
наук, обладатель звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда
шаманских исследований, пожизненный президент тувинских шаманов тоже не
одобряет идею всероссийских выборов. По его словам, тувинские шаманы -
самая древняя цивилизация человечества. Это уникальное явление
только-только начало обретать в Туве второе дыхание. А разного рода
«инициативы», типа выборов верховного шамана всея Руси, только навредит
этому.
|