●
Тайны белого шамана
В норильском издательстве «Апекс» вышла уникальная книга о шаманах и
шаманской атрибутике.
Вещи, даже уникальные, — тленны, а рукописи не горят, так решили
издатели «Апекса» и выпустили в свет книгу об идолах и традициях
Крайнего Севера «Нганасаны. Коллекция шаманской атрибутики».
– Это творческое дитя имеет свои тайны, свою историю, свои
полиграфические особенности, — рассказали на презентации каталога в
Публичной библиотеке издатели, Лариса и Станислав Стрючковы.
Книгу и её содержимое весьма занимательно представил и Олег Крашевский —
автор коллекции редких и мистических артефактов древнего родового
племени нганасан. В 150 километрах от Норильска, на озере Лама, Олег
создал собственный этнографический музей. В каталог вошли фотографии
полутора сотен культовых предметов и вещей, всего же их в музее — 1200
экспонатов: от элементов шаманских костюмов, бубнов и колотушек до
койка, маленького карманного божества древних нганасан, спасающего
северных жителей от болезней и нужды.
Увлечённый Таймыром геолог и исследователь Крашевский с юношества
особенно интересовался культурой и историей северной земли. Из праздного
интереса под влиянием Арсения Башкирова (первого директора норильского
музея) это переросло в нечто большее. Когда в 1987 году Олег увлёкся
биоэнергетикой и стал лечить людей и предсказывать их будущее, нганасаны
и долганы сначала в шутку, а потом и всерьёз начали звать его белым
шаманом, стали доверять ему самое сокровенное.
– Так я стал частично выполнять функции шамана, — говорит Крашевский,
как чётки, перебирая в руке свои личные культовые обереги, доставшиеся
ему от жителей тундры, — иконку с нганасанскими символами на самодельной
створке, амулет из кости мамонта и другие. – Со временем вещей, которые
мне надарили, накопилось так много, что появилась идея создать музей.
Место долго выбирать не пришлось: музей появился на плато Путорана, на
Шайтан–горе — его ещё издревле нарекли «местом силы». Кстати, первого
идола именно здесь в 1998 году нашёл Стас Стрючков. Позже Крашевский там
же обнаружил следы старого стойбища и остатки шаманских ворот — места
камлания («камлать» — совершать ритуальное действо, «перемещаясь» в мир
мёртвых и «возвращая» оттуда души живых. — Авт.).
Все находки и подарки от местных представителей древнего народа ня (так
называют себя сами нганасаны) представляют несомненный научный и
художественный интерес. По понятным причинам в музей, также как и в
фермерское хозяйство Крашевского, окружённое водопадами и горами,
попасть крайне сложно. Именно поэтому Лариса и Стас Стрючковы, впервые
оказавшись там, твёрдо решили во что бы то ни стало сделать
этнографическое богатство белого шамана Крашевского более–менее
доступным для всех норильчан. Теперь значительную и самую любопытную
часть дневней нганасанской шаманской сокровищницы можно увидеть в
каталоге «Апекса».
Предметы культа, по мнению этнографа Крашевского, настолько «живые» и
всемогущие, что относиться к ним надо с особой осторожностью. Например,
домашних идолов койка следует подкармливать, то есть периодически давать
им масло или жир — так делали тысячелетиями нганасаны. Следы кормления
койка можно увидеть почти на всех их ликах, какими бы они ни были — в
виде двуглавого существа, шаманки, ребёнка, оленя или птицы.
С койка и их хозяевами происходят настоящие чудеса: например, стоявшая у
Крашевского на полке златоклювая бронзовая гагара трижды исчезала и
появлялась вновь. Олег говорит, что каждый раз именно в этот период в
его жизни происходили весьма значительные перемены.
Этнограф рассказывает, что обычно у койка просят помощи в различных
ситуациях, а после одаривают «божка» подарочками — навешивают на
деревянную или металлическую скульптурку замочки, бубенцы, бисеринки и
всевозможные подвески. Так идол обрастает заслугами. От этого его
значимость и сила увеличиваются в разы.
Спустя 10 лет после первой своей находки, ставшей началом создания музея
на древней земле Путоран, Станислав Стрючков стал создателем «шаманского
альбома». На презентации каталога он рассказал ещё одну мистическую
«штучку»:
– Книга получилась такой, какой должна была получиться, независимо от
меня. Несколько раз, если я делал «что–то не так», у меня просто зависал
или ломался компьютер. Высшие силы не признавали вертикальную вёрстку —
каталог получился горизонтальным. Я думаю, чудеса на этом не
закончатся...
|