●
Шаманизм в чистом виде
Мало какое озеро на
Земле удостоилось такой легендарной славы и внимания, как Байкал. И за
беспримерную глубину, и за чистоту воды, и за богатство рыбы. Но еще
добавляли ему красоты и значительности окружающие его горы, утесы, леса.
Высокие скалы, выступы над водой смотрятся что с суши, что с озера
особенно впечатляюще, незабываемо. Да еще и названия интригуют.
|
Полуостров Святой Нос со множеством пещер. Арка или Дыроватый мыс –
своеобразные каменные ворота над водой, другим это сооружение
представляется могучим слоном, опустившим в воду хобот. Скала Кобылья
Голова. Мыс Бурхан (или Барагхан) как продолжение Баргузинского хребта,
поименованный еще древними обитателями в честь бога Байкала. Скала Дева
с очертаниями женского профиля. Писаный Камень с рельефно высеченным на
скале изображением какого-то божества. Шаман-камень – это уже порог у
истоков легендарной «дочери Байкала» – Ангары. (В озеро впадает 336
рек!) Бухта Песчаная будто окружена двумя древними храмами: это скалы
Большая и Малая Колокольни – под лучами солнца они кажутся осыпанными
золотом, и словно слышишь малиновый звон.
Шаманы не лишены были чувства красоты и выбирали для своих обрядов места
повыше да попричудливее. В той же скале Шаманка есть сквозная
труднодоступная пещера, в которой, мол, витал дух Бурхана. Говорят, что
шаманы для общения с этим духом и для своей «подзарядки», да и
утверждения авторитета на глазах соплеменников проникали через скрытый
вход в пещеру и неожиданно появлялись с другой стороны. Вроде как
проходили сквозь скалу. Оттого и испытывали прибайкальские буряты
какой-то суеверный ужас при виде этой скалы. Здесь же приносились жертвы
Байкалу, причем настолько изобильные, как ни в каком другом месте
побережья. До сих пор недалеко от пещеры сохранились следы нескольких
громадных кострищ с кучами обгоревших и обугленных костей, до полуметра
длиной.
Среди местного населения существует целая серия преданий о связи скалы
Шаманка с некой белой женщиной, указывающей в непогоду дорогу рыбакам,
однако скорее всего все они являются позднейшей традицией осмысливания
забытого культа. Впрочем, буряты до сих пор считают мифическую
женщину-шаманку Ольхона, выходящую на вершину утеса в виде белого
привидения, вполне реальным лицом. В давние времена тут действительно
обитала «весьма смышленая шаманка», представлявшая в своем лице все
духовенство острова. Это была простая и добродушная бурятка, муж которой
прислуживал ей при жертвоприношениях. Видимо, она оставила добрую и
долгую память о себе…
Из 22 незатопляемых островов на Байкале самый выдающийся и самый
приметный – священный Ольхон (в переводе с бурятского – «лесочек»). Это
наиболее высокая часть Ольхонских гор, скрытых под водой и являющихся
ответвлением Приморского хребта. Он сравнительно небольшой по площади,
длиной в 70 с лишком километров. Но была в нем своя притягательная сила,
особая привлекательность. По словам археологов, здесь что ни шаг, то
стоянка древнего человека или могильник. Есть на Ольхоне и леса, и
степь, и своя высшая точка – гора Жима (820 м). Иногда называют ее
Ижимей – по мысу Ижен, что по-бурятски значит – хозяин, владыка острова.
Гора эта, как и мыс Бурхан, считалась священной. Сюда, как к своего рода
Мекке степняков-шаманистов, добирались на поклонение кочевники
Прибайкалья и Забайкалья. Между прочим, женщинам доступ был запрещен,
так как они по вере считались существами низшего порядка и могли
осквернить святые места. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору
(а разрешение нужно спрашивать у ламы в ближайшем дацане), на год
устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым
с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на
склонах огромное изображение Будды.
На привершинном плато находится крупное, почитаемое с древнейших времен
«обо» – холм из камней, выкладываемых в честь духа этой горы. Чтобы
сохранить эти пейзажные красоты и охранить от чересчур ретивых
поклонников исторические места, здесь организовано два крупнейших в
России национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский.
Остров Ольхон – весьма примечательное сакральное место Азии. Ольхонские
буряты, населяющие этот район, сохранили религию традиционного шаманизма
и в отличие от забайкальских бурят не подверглись влиянию буддизма и
ламаизма. И ольхонские буряты питают к этим местам суеверный страх.
Еще в позапрошлом веке В.А.Обручев писал: «…мимо Шаманской скалы нельзя
проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время
сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только
верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят
мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть
покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось
проезжать мимо пещеры в течение известного времени».
|