●
Когда из гор выходят духи
Павел Попельский живёт в Амурске. Уже много лет он занимается
исследованием неведомого – собирает досье загадочных фактов, записывает
свидетельства очевидцев различных феноменов, изучает древнюю культуру
приамурских народов, в которой ему открываются тайны минувших эпох.
Предлагаем вам три истории из его рукописи «Последние загадки
Приамурья». В следующем выпуске «Мира неведомого», который выйдет в
январе 2009 года, предполагаем опубликовать другие его заметки.
Мавзолей и мумии нанайцев
Помню, семнадцать лет назад прочитал книгу одного известного этнографа.
Называлась она «Шаман: личность, функции, мировоззрение». В ней, в
частности, приводился такой факт: на реке Анюй у старого Моло Онинка был
домик - обиталище духов, наполненный идолами. И звался он «декасон».
Недавно умерший замечательный хранитель местных легенд, один из моих
лучших информаторов рассказывал: «Никакого «декасона» никогда не было!
Есть шаманское название «декасо» - что-то гигантское, большое, как дом,
но не дом. Декасо - огромное каменное сооружение. И еще. В нём не
живут».
Может, этнограф специально наводил в книге тень на плетень, дабы не
повредить древности?
Несколько лет назад я узнал о … мумиях трех поколений нанайского рода
Онинкан. Они покоятся в гробах, наполненных светящимся составом. Это
захоронение находится как раз на реке Анюй где-то у Верхней Маномы. А
ведь фамилия старого Моло Онинка - это и есть Онинкан. Значит, его
закамуфлированный этнографом «декасо» запросто мог оказаться вместилищем
этих гробов, своего рода приамурским...мавзолеем?
Тот же информатор поведал мне и о способе мумификации местных. «Знаешь,
- говорил он, - есть у нас «спящие», прошедшие определенную технологию
бальзамирования. О них говорят «эмуту уюн най» - «как будто живой
человек». Способ приготовления состава возможно утрачен, но еще в 50-х
годах прошлого века старики рассказывали, что бальзамировали предков…»
Тут есть одна любопытная деталь. Нанайцы хоронили усопших в деревянных
гробах, помещаемых на нары внутри особых избушек- кэрэнов. Кэрэны
перестали строить в 50-е годы – атеистическая пропаганда и борьба с
шаманизмом сделали своё дело. Но кэрэны, надо полагать, сохранились. По
свидетельствам некоторых очевидцев, мумии содержались не в жидком
составе, а окутывались неким светящимся дымом. Как в нынешних
шоу-программах!
Странно, что о «декасо» в этнографической литературе написано мало и,
скажем так, достаточно туманно. Аборигены почему-то не рассказывали о
них. Секреты мумификации были известны шаманам, но где теперь те шаманы?
Обсерватория озера Болонь
Все древние народы, и приамурские – не исключение, следили за движениями
светил и строили каменные арки и коридоры - «звездные врата». У нас на
Амуре это называлось «даалику» или «даа линко» – «проход, переход».
Сведения о них известны лишь посвящённым и никому не разглашаются. Но
остатки некоторых «даалику» ещё можно найти…
Посреди озера Болонь на острове Ядасян до 50-х годов прошлого века
возвышались две плиточные постройки – «коридоры» с гранитными гробами и,
соответственно, мумиями в них. Напротив этих сооружений находились две
каменные арки.
Известно, что в середине 50-х годов часть острова взорвали, камень
вместе с артефактами увезли на строительство Комсомольска-на-Амуре и
Амурска. При этом с местными старожилами даже не посоветовались, стоит
ли уничтожать здешние древние строения.
Между тем, арки и «коридоры» строений гробниц вместе с рельефом озера
составляли особый комплекс, ориентированный на солнце. Предки местных
народов проводили тут свои мистерии. Сваи на острове были символом
плодородия, арки фиксировали положение небесных светил – полученные
данные учитывались для охоты, собирательства, ловли рыбы... Получается,
тут была своего рода обсерватория, и она имела практический смысл.
Между прочим, название острова можно перевести так: «неустающая мужская
сила» (т.е. указывалось на плодородие). Но, с другой стороны, Ядасян –
это «перерыв после пути». Странное сочетание, не так ли?
Но всё это не будет казаться странным, если учесть: через арки острова
проходила духовная тропа шаманов. Она вела их в потусторонний мир.
Считалось, что шаманы отдыхали тут после возвращения из мистических
странствий.
Местные старожилы помнят рассказы дедов о том, что на Ядасяне имелись
какие-то огромные белые кубы и ритуальные сооружения. Рассказывают, что
в середине 40-х годов прошлого века по ним пристреливалась Амурская
флотилия. Моряки, впрочем, не знали, во что целились…
Поражаясь сооружениям майя, ацтеков и других древних народов, порой не
обращаем внимания на собственные старинные руины. А загадок в них хоть
отбавляй!
Сейсмографы дракона
Остров Ядасян, кстати, является вулканическим. Проявления сейсмичности
нанайцы называли «пуповиной между землей и небом».
Точно такие же «трясучие места» предки нанайцев знали по всему краю. От
наиболее массивных хребтов право- и левобережья отходят подобные
«пуповины». В мифах сообщается о неких «божественных драконах»,
сотрясающих землю. Эти существа жили в горах.
Пример такой горы - Кайлас - напротив села Кондон. Старики обожествляют
её до сих пор. Считается: «дракон» может проснуться. И ведь проснулся! В
2005-2006 годах тут отмечались подземные толчки.
Перед ними, месяца за три, над руслом Амура были зафиксированы странные
пульсирующие объекты. Кто-то считал их НЛО, кто-то говорил о плазмоидных
образованиях, другим они казались шаровыми молниями. Версий много. Но
вот что интересно. Старые нанайцы говорят: когда над рекой появляются
такие объекты, вслед за ними из гор могут выйти могучие великаны,
сотрясающие землю.
Великаны - это, конечно, легенда. Но в мифах отражена реальность: река,
как выяснилось, в этих местах пролегает над естественным разломом.
И ещё. Тардоки-Янги, одна из самых высоких гор Сихотэ-Алиня, также
считается аборигенами «мировой пуповиной». Почему? Может, это скрытый
намек на возможные будущие землетрясения тут?
|