●
Совет старейшин
В Иркутской области необходимо построить школу этноса и выбрать главного
шамана Прибайкалья.
23 октября в поселке Усть-Ордынском под патронажем Иркутской
региональной бурятской национально-культурной автономии "Иркут" и
консультативного совета шаманских общин Прибайкалья состоялась областная
конференция, на которой были рассмотрены современные проблемы шаманизма.
По словам Александра Амагзаева, директора ОГУ "Центр сохранения и
развития бурятского этноса", от деятельности шаманов и бурятских
старейшин во многом зависит дальнейшее развитие духовной культуры
народа. Несмотря на различные притеснения и запреты, буряты,
проповедующие шаманизм, остались верны своей вере. Еще свежи в памяти
годы, когда культовые обряды приходилось проводить втайне. Но сегодня
настал момент, когда людям необходимо переосмыслить некоторые
человеческие ценности, чтобы жить в соответствии с законами далеких
предков.
На конференции присутствовали не только представители шаманских общин и
старейшины, приехавшие из районов округа. Участие в разговоре приняли
священнослужители Ольхона, села Одинск Ангарского района, Бурятии, а
также представители исполнительной власти ряда районов. Из-за погодных
условий не смогли приехать на конференцию шаманы Тункинского района.
Проблем в шаманизме немало. Нерешенным остается вопрос с организацией
Дома шамана, где каждый желающий смог бы получить необходимую
консультативную и практическую помощь. Сегодня население испытывает
затруднения при организации молебнов. Особые трудности испытывают те,
кто приезжает из дальних мест, чтобы поклониться духам своих предков.
Советы в решении этого вопроса были даны кандидатом философских наук
Ольгой Ихеновой, секретарем консультативного совета шаманских общин
Прибайкалья. В частности, она сделала акцент на тесное сотрудничество
шаманских общин с органами исполнительной власти на местах.
Выступление Будажапа Ширеторова, заместителя председателя шаманской
общины "Тэнгэри" города Улан-Удэ, было посвящено проблеме шаманской
этики. В настоящее время часть шаман злоупотребляет спиртными напитками
и зачастую они не знают, как лечить обыкновенную ангину, не говоря уже о
других более серьезных недугах. Иногда камлание превращается в попойку.
А ведь в старину буряты богам подносили лишь белую пищу и
слабоалкогольный молочный напиток тарасун.
Сейчас шаманы в основном занимаются организацией и проведением больших
молебнов - тайлаганов. Были времена, когда шаманы играли огромную роль в
духовном оздоровлении общества. Не случайно раньше среди бурят
почиталось уважение к старшим и забота о младших. Сегодня же нередки
случаи, когда стариков и детей их родные бросают на произвол судьбы.
Главная идея, прозвучавшая на конференции, касалась объединения
шаманских общин. Также говорилось об открытии в районах школы этноса и
необходимости выбора главного шамана Прибайкалья, способного
представлять бурятское духовенство на различных общественно значимых
мероприятиях.
|