●
Чтобы духам понравилось
На прошлой неделе представители бурятских общин из Китая и Монголии
приехали на Ольхон, основательно подготовившись. Собирались не наспех —
из машин и микроавтобусов доставали чемоданы с национальными костюмами.
В праздничные бурятские одежды облачались и старшее поколение, и их
дети, и внуки. Нарядные платья и халаты, невзирая на жару, обязательно
дополняли головные уборы и сапоги. Приезжали целыми семьями из трех
поколений. По-русски из гостей мало кто говорил, а вот бурятский язык
все понимали хорошо.
|
— Наши родители по национальности буряты, но они сейчас живут в Китае, —
рассказал улан-удэнец Цырен Тамбиев, приехавший на остров с отцом,
матерью, женой и дочкой. — Национальные бурятские костюмы мы шили сами.
Костюмы, конечно, слишком теплые для 30-градусной жары. Дочка Цырена
немного похныкала, что ей очень жарко, но строгие родители и ее облачили
в национальное платье и сапоги.
— Разве обязательно надевать сапоги?
— Это красиво, — терпеливо объяснила жена Цырена.
Стоит отметить, что в национальные бурятские костюмы были одеты лишь
зарубежные гости. Российские буряты ничем не отличались от простых
туристов. Не дожидаясь прибытия шаманов, гости стали спускаться к скале
для совершения обрядов приношения даров. Женщинам к Шаманке подходить
запрещалось — они оставались в стороне и молились. Мужчины около скалы
бурханили (брызгали на землю водкой), оставляли там белую пищу (молочные
продукты) и завязывали на деревьях или расстилали прямо по камням полосы
яркой материи.
— Это священное место, и людей здесь вообще быть не должно! Особенно
женщин, — неодобрительно косился на меня и ворчал потомственный шаман в
седьмом поколении Терентий Шабаев. — Женщины здесь все портят. Некоторые
вон вообще раздетые ходят, а этого быть не должно. Шибко это плохо...
Терентий Владимирович приехал на мыс Бурхан вместе со своей шаманской
общиной из поселка Усть-Ордынского. В общине девять человек, все жители
Эхирит-Булагатского района.
— Мы должны это место отметить и побрызгать здесь, — поясняет шаман. —
Дадим дары здешним богам и всей Ольхонской местности. С собой у нас
водка, молоко и сигареты.
По словам потомственного шамана, тому, кто помолился на скале Шаманка,
заряда энергии хватит на целый год.
— Энергия человеку передается — шибко хорошо помогает. Монголы нам тоже
говорили — тут как побудешь, сразу вся болячка уходит.
Терентий Владимирович придерживается консервативных взглядов и считает,
что женщин-шаманов быть не должно. Так же как недопустимо, чтобы
шаманами становились представители других национальностей. А то вон у
восточных бурят есть шаман — грузин. Непорядок это.
По словам местных жителей, один раз в год скала Шаманка забирает по
одной жизни — ребенка или женщины, которые пытаются залезть по камням.
Зная это, местное население лишний раз сюда не приходит.
Сакральный остров
Остров Ольхон считается центром северного шаманского мира, и до сих пор
возле мыса Бурхан, около скалы Шаманка, которая возвышается на самом
берегу Байкала рядом с поселком Хужир, трепещут на ветру завязанные на
деревьях ленточки. Это бурхан, место поклонения духам. По старинным
народным преданиям, в пещере скалы Шаманка жил владыка этих мест и всего
острова Ольхон Эжин, или Бурхан. Скала, напоминающая хрустальный дворец,
является одной из девяти святынь Азии.
|