●
Костюм шамана — панцирь и проводник
Этим летом у иркутян и всех гостей областного центра появилась
возможность увидеть предметы шаманского культа из коллекции Иркутского
областного краеведческого музея. Собранная за долгие годы, она
впечатляет. Первые шаманские костюмы поступили в музей в конце 19 века,
а основная часть — в 20–30-е годы прошлого века. Всего в музее хранится
17 костюмов, 8 из которых представлены на выставке, открывшейся недавно.
|
Шаманизм — целостная мировоззренческая система, определяющая, как должны
строиться отношения человека и окружающего мира. Далеко не каждый мог
стать шаманом. Одним из условий было наличие соответствующей
родословной. «Сила» могла передаваться как по материнской линии, так и
по отцовской, причём последнее было предпочтительней. Хотя бывали
случаи, когда «шаманский дух» вселялся не в родственника, тогда и
человек без родословной мог стать шаманом. Претендующий на эту роль
должен был обладать хорошей памятью, интуицией, владеть гипнозом, знать
шаманские мифы. Ещё одна особенность заключалась в том, что начало «пути
шамана» было связано с появлением «шаманской болезни». На потенциального
кандидата наваливались различные хвори, пока он не понимал своё
предназначение и не принимал его. Шаман в течение своей жизни мог пройти
несколько ступеней посвящения, каждый раз демонстрируя возросшую силу и
умения.
По облачению можно было определить, сколь могущественен шаман, на первой
стадии посвящения получавший деревянную трость, на второй — бубен с
колотушкой и корону, на третьей — железную трость и полное облачение и
т.д. По некоторым данным, существовало до 9-ти ступеней посвящения. До
таких высот доходили единицы.
Костюм шамана много мог рассказать посвящённым в таинства этого
древнейшего культа.
По словам Ольги Чернявской, завсектором научно-фондового отдела
Иркутского краеведческого музея, изучающей эту тему уже много лет,
шаманский костюм изготавливали из шкур определённых священных животных.
Затем на него нашивались изображения духов-помощников шамана,
подвешивались различной формы колокольца (у эвенков, согласно поверьям,
колокольчики во время путешествия шамана по разным мирам превращались в
птиц и помогали ему). На грудь и на спину костюма, как панцирь,
пришивались металлические пластины, оберегавшие шамана от враждебных
духов.
Облачение в среднем весило 5–7 кг, но некоторые образцы, дошедшие до
нас, достигают массы 15 кг.
Повествовал костюм и о том, с каким миром общался шаман. Перья орла,
ястреба, изображения оленя, марала, лося — знаки общения с духами
верхнего мира. Перья филина, совы, изображения медведя, выдры —
свидетельство контактов с духами нижнего мира.
Очень важно знать, что облачение шилось не по личному желанию или
прихоти, а по особому внушению духа, который унаследовал шаман. Этот же
таинственный дух становился духом-хозяином костюма.
Любой шаманский наряд включал в себя все три мира — верхний, средний и
нижний. Ведь шаман обязан был помогать своим сородичам и контактировать
с духами всех трёх миров. На его мастерство полагались во многих трудных
ситуациях, он камлал в случае болезни соплеменника (камлание — особый
ритуал при общении шамана с духами, с помощью которых он посещал разные
миры). Также после смерти человека шаманы помогали его душе перейти в
нижний мир. Кроме того, они осуществляли ритуал испрашивания души
ребёнка. Этот обряд проводился в бездетных семьях, дабы духи даровали
детей. С помощью камлания просили хороший урожай, удачной охоты,
исцеления. У шамана был целый сонм духов-помощников в виде так
называемых онгонов — изображений и скульптурок птиц, зверей и даже
людей. Считалось, что онгоны являются вместилищем духов умерших предков
(домик для духа). Их изготавливали из дерева, камня, кости, металла,
шкур, украшали перьями и бусинками. Духа кормили, обмазывая онгон жидкой
пищей, одевали, прикрепляя кусочки ткани.
На каждый случай был свой дух-покровитель: онгон кузнечный,
оленеводческий, онгон — хранитель семейного очага, хозяин огня, женский
или мужской.
|