●
Шаманы защитили Иркутск древним обрядом
В минувшее воскресенье в Боханском районе за селом Олонки на берегу
Ангары собралось более ста бурят из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского
районов. Большую часть прибывших составляли шаманы. Они провели обряд
поклонения духу и хозяину реки Иркут, который называется тайлган (или
тейлран). Цель обряда — защитить всех людей, которые живут в руслах
Иркута, Ангары и Лены, на ближайшие пять лет от любых бед и
неприятностей. Особняком стояла защита Иркутского аэропорта от
авиакатастроф.
|
По мнению бурят, Иркутск назван именно так от Эрхуу — бурятского
названия реки Иркут и одноименного духа-хозяина. Поэтому обряд
поклонения Эрхуу считается самым важным у шаманов.
На этом молебне всегда производится жертвоприношение животных — баранов
и коней. В бурятской традиции конь считается другом, поэтому обряд, в
котором производят его жертвоприношение, считается очень важным и
значимым.
На тайлган ехали целыми семьями. Колонна из двадцати легковых машин
растянулась на несколько километров по Александровскому тракту. Сначала
предполагалось проводить обряд в тайге под Иркутском, потом место долго
выбирали в стороне от Качугского тракта, наконец окончательно
остановились на поляне за селом Олонки, на берегу Ангары.
По бурятским верованиям и традициям отбор людей на присутствие при
обряде проводился очень жестко. Не допускалось присутствие людей, у
которых в семье у женщины в это время идет менструация. Накануне обряда
нужно было устроить дома генеральную уборку. Надо было взять из дома
семейный кухонный нож, чтобы резать себе мясо сваренного жертвенного
животного. Некоторые везли с собой для этих целей старинные семейные
серпы ручной ковки.
Женщины на проведение обряда не допускались — они сидели более чем в ста
метрах от места проведения обряда своим кругом и за отдельным столом. Им
предписывалось быть с покрытой головой, обязательно в юбках или платьях
и в закрытой обуви — никакие босоножки не допускались. Буряты очень
трепетно относятся к соблюдению мельчайших деталей и запретам при
проведении обряда тайлган — в противном случае считается, что он не
будет иметь силы, грубо говоря духи-хозяева мест его не посчитают
совершенным.
По дороге следования к Ангаре из машин выбрасывались щепотки риса. Один
из шаманов объяснил это так: как есть посты ГАИ на дорогах, так есть и
незримые посты хозяев этих мест, где проходит дорога. Чтобы в дороге
ничего не случилась плохого, нужно сделать им приношения — деньгами,
рисом, побрызгать молоком или водкой. Но не все знают, где именно
находятся такие посты, поэтому буряты делают приношения по всей трассе.
А временами останавливаются и брызгают молоком и водкой на придорожные
деревья или километровые столбики.
Тайлган проводился по веками устоявшимся традициям. На поляне около реки
выбирают несколько кустов, образующих периметр. На них повязывают
ленточки — это место, внутри которого могут находиться только шаманы.
Все мужчины становятся позади этого периметра в линию — между шаманами и
рекой никому не позволено находиться. Все стоят лицом к води, при этом
глядя строго на восток, туда, где восходит солнце. Шаманы по-бурятски
читают молебен поклонения духу Иркута и просят его о защите народа,
который живет на его берегах.
Потом были принесены в жертву два барана. Живых баранов укладывают на
спину и взрезают им брюхо. Потом человек, который приносит животное в
жертву, просовывает в разрез руку, разрывает диафрагму и аорту. После
этого барана разделывают, снимая с него шкуру как пальто. Баранов варят
в огромных чанах, без соли и специй. Потом часть мяса шаманы сжигают,
проводя вторую часть молебна и прося о защите уже конкретных семей.
Накануне проведения обряда люди составляли списки семей целыми
деревнями. В списки вносились имена главы семейства, его жены и сыновей.
За дочерей семейств шаманы не молятся, объясняя это тем, что девочка
выйдет замуж и ее буду охранять духи предков главы этого дома. Эти
списки на молебне представители деревень держали в руках и во время
сожжения мяса, а позднее, когда в отдельном костре сжигали кости
жертвенных баранов, махали ими от костра на себя, как бы собирая дым, и
читали фамилии вслух. Считается, что люди, за которых молились, будут в
течение нескольких следующих лет находиться под особым покровительством
духов, охраняя их от любых бед.
По традиции полагается сжигать эти списки в огне с костями жертвенных
животных. Считается, что с дымом сожженных списков люди разговаривают с
духами предков. Однако воскресный обряд был предварительным —
окончательный, с жертвоприношением двух коней, прошел в среду в
Листвянке, на берегу Байкала. На нем и были сожжены списки.
Обряд тайлган проводится раз в три-пять лет. Хотелось бы верить, что его
провели по всем правилам и в ближайшие годы как минимум не будет
авиакатастроф, которыми Иркутск уже печально известен во всем мире.
Возможно, кто-то считает, что все это мракобесие, а у бурят есть более
респектабельная религия — буддизм. Но мы живем в местах проживания
коренного бурятского населения, и шаманизм имеет никак не меньше прав на
существование, чем любая другая религия.
|